Волгоградская областная Дума
Главная Местное самоуправление Консультационный кабинет В помощь органам МСУ
В основе благоустройства территорий должен лежать программный подход Печать
27.01.2011 09:52

На расширенном заседании Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ широко обсуждались проблемы благоустройства территорий, повышения качества жилищно-коммунального обслуживания, управления много­квартирными домами - вопросы, которые по закону находятся в сфере деятельно­сти органов местного самоуправления. В работе Совета под председательством Д.А. Медведева приняли участие более 90 человек - главы городских округов, муни­ципальных районов, городских и сельских поселений, депутаты представительных органов муниципальных образований, общественных организаций, управляющих компаний и товариществ собственников жилья.

Более десяти лет Минрегион России проводит Всероссийский конкурс "Самый благоустроенный город России". Этот конкурс показал, что сегодня проблема­ми благоустройства территорий занимаются региональные, муниципальные власти, бизнес-структуры и сами граждане. Однако единого подхода в этой работе, к сожалению, до сих пор нет.

Что необходимо для того, чтобы все-таки законодательно раскрыть понятие "бла­гоустройство'^ четко определить круг задач, которые стоят перед муниципалитета­ми? Прежде всего наше министерство разрабатывает в рамках технического регули­рования национальный обязательный стандарт благоустройства территорий. Завер­шение этой работы планируется на апрель 2011 г. Кроме того, подготовлены и до конца года будут приняты изменения в Градостроительный кодекс РФ, в которых укрупненно сформулированы требования к благоустройству территорий.

Эти шаги позволят установить минимальные требования к благоустройству, ко­торые будут обязательны и для субъектов РФ, и для муниципальных образований. Полноценное закрепление в законодательстве понятия "благоустройство" потребует внесения изменений в ряд законодательных документов, и они сейчас находятся в стадии подготовки. Это касается санитарного благополучия населения, работы с отходами производства и потребления, а также земельного и жилищного законо­дательства.

Исходя из накопившегося опыта работы, мы предлагаем применить сплошное межевание жилых кварталов либо формирование внутри квартала территории об­щего пользования, на обслуживание которой может заключаться договор с управ­ляющей организацией, определяющий ответственного за благоустройство конкрет­ного участка. Такой опыт уже есть в Белгородской, Кемеровской, Московской областях и ряде других регионов Российской Федерации. Во многих муниципалитетах этих регионов территория, а также обязанности по содержанию фасадов, крыш и иных внешних конструкций уже закреплены за физическими и юридическими лицами, и проблемы благоустройства по многим направлениям практически решены.

Кроме того, есть еще один способ повлиять на состояние благоустройства. Сего­дня не везде муниципальным властям передано право привлекать к административ­ной ответственности за нарушения в области благоустройства, к тому же бюджетное законодательство не позволяет напрямую перечислять штрафы в местные бюджеты.

В этой связи можно порекомендовать регионам следующее:

  • установить административную ответственность за нарушение требований му­ниципальных правил благоустройства;
  • передать соответствующие полномочия органам местного самоуправления;
  • проработать возможность зачисления полностью или частично штрафов за на­рушение требований благоустройства в местные бюджеты.

В развитие поставленной Президентом РФ в Бюджетном послании задачи о необходимости предоставить большую финансовую свободу муниципалите­там подготовлен законопроект, направленный на поэтапную отмену действую­щих федеральных льгот по земельному налогу. Это право следует сохранить только у муниципалитетов.

Серьезную озабоченность вызывает состояние улично-дорожной сети насе­ленных пунктов - в ненадлежащем состоянии сегодня находится 44% протяжен­ности дорог местного значения. Износ улично-дорожной сети в регионах России достиг 54,8%, при этом асфальтобетоном, щебнем или гравием покрыто лишь 140 из 238 тыс. км улиц и проездов в городах и поселках. Сейчас по примеру Федераль­ного дорожного фонда инициируется создание региональных фондов. Необходимо соответствующими нормативными документами дать право накапливать в них сред­ства на ремонт и строительство дорог в муниципалитетах. В качестве временной меры на 2011 г. предлагаем поддержать инициативу выделения на решение этого вопроса для муниципальных образований России до 15 млрд руб.

Актуальным вопросом остается переработка и утилизация отходов производства и потребления. Слабые возможности местных бюджетов не позволяют организовать переработку и размещение нарастающего потока отходов на полигонах, за последние пять лет объем отходов увеличился в полтора раза, что ведет к росту стихийных сва­лок. Как правило, в муниципалитетах отсутствуют схемы санитарной очистки - в одной трети городских округов и поселений и более чем в половине сельских поселений. Инструментами обращения с отходами может стать внедрение долгосрочных инвес­тиционных программ управления отходами, такие уже приняты в Ставропольском крае, Калужской, Белгородской и Костромской областях. И еще один вариант -разработка в каждом регионе генеральной схемы размещения отходов, позволяющей упорядочить размещение отходов и организовать межмуниципальную кооперацию в этой сфере, создать условия для привлечения инвестиций.

В целом считаем, что сегодня в основе благоустройства территорий должен ле­жать программный подход. Для этого, во-первых, необходимо повсеместно принять комплексные программы благоустройства, включающие в себя схемы размещения отходов, подпрограммы озеленения, размещения объектов спортивной, дворовой и другой инфраструктуры. Такие программы сегодня реализуются практически в чет­верти муниципальных образований, но большинство из них требует доработки.

Во-вторых, документы территориального планирования, принятые лишь в 60% муниципалитетов, зачастую слабо увязаны с их финансовыми возможностями, феде­ральными и региональными программами комплексного развития. Считаю, что нет необходимости вновь переносить конечные сроки, отпущенные для разработки гра­достроительной документации, поскольку перспективное развитие муниципалитетов возможно лишь на этой основе. Значит, надо всерьез этим заняться.

В-третьих, по инициативе министерства до конца текущего года будут разрабо­таны региональные программы жилищного строительства, увязанные со сроками реализации федеральной целевой программы "Жилище" (2011-2015 гг.). Уже идет утверждение таких региональных программ, и каждая из них в обязательном поряд­ке должна предусматривать подпрограмму благоустройства населенных пунктов и софинансирование ее мероприятий из бюджетов всех уровней.

Не должно быть забыто и село, где проблемы формирования благоприятной среды стоят наиболее остро. Их усугубляет отсутствие объектов инфраструктуры -дорог, водо-, тепло- и газоснабжения. Здесь вопросы благоустройства могут решать­ся путем более активного привлечения населения, а в крупных селах - за счет разви­тия инфраструктуры в кооперации с близлежащими городами.

Большой потенциал в деятельности по благоустройству мы видим в привлечении к этому процессу граждан и их объединений. Хорошо зарекомендовала себя практи­ка участия в благоустройстве органов территориального общественного самоуправ­ления, их насчитывается в стране около 16 тыс. Такие объединения успешно и эффек­тивно работают в Краснодарском крае, Волгоградской, Тверской и Костромской областях.

Местные власти также должны поддерживать развитие гражданских инициатив в области благоустройства. Это конкурсы на лучший двор, дом, подъезд, создание безбарьерной среды для инвалидов и пожилых людей. Даже муниципалитеты, испы­тывающие проблемы финансового характера, должны разработать и принять "про­граммы малых дел": это может быть какое-то точечное мероприятие, не требующее больших затрат, но качественно меняющее лицо населенного пункта. Главное, чтобы сама местная власть была авторитетной, чаще обращалась к местному сообществу за поддержкой.

Отдельный вопрос - работа по внутреннему благоустройству многоквартирных домов, ответственность за которые несут управляющие организации и объединения собственников. Доля многоквартирных домов, в которых определен способ управ­ления, уже достигла 82% по стране. Однако в адрес управляющих организаций поступает много критики, до 90% обслуживаемых ими жителей не могут сказать, что именно эта компания - их осознанный выбор.

К сожалению, пока не выработаны достаточные правовые нормы деятельности управляющих организаций. Мы совместно с депутатами Госдумы отработали необ­ходимые законопроекты, по ним прошли слушания в профильных комитетах. Но дело не терпит отлагательства, и с участием Минрегиона России разработано и принято постановление о стандартах раскрытия информации управляющих организаций, которая повысит прозрачность их деятельности и ответственность. Дополнительно подготовлен приказ министерства, ужесточающий требования к управляющим ор­ганизациям, который призван задать стандарты их деятельности.

Говоря об улучшении жилищного и коммунального обслуживания населения муниципальных образований, считаем необходимым ускорить принятие комплексной программы модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг., предусматри­вающей модернизацию отрасли при одновременном сдерживании роста доли затрат на услуги ЖКХ в доходах населения. Сегодня это один из главных приоритетов. Минрегионом России утверждены Методические указания по расчету предельных ин­дексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливающие детальные процедуры соотнесения расходов коммунальных организаций с платеже­способностью нашего населения. В целях снижения стоимости услуг активизирована работа по энерго- и ресурсосбережению, и в этом отношении сегодня тоже есть по­зитивный опыт во многих наших регионах.

Считаем также, что необходимо провести информационную кампанию, чтобы граждане осознали свою ответственность за обеспечение комфортной среды проживания.

В этом же русле стоит поднять вопрос взаимодействия населения с местной вла­стью посредством современных электронных технологий. Интернет-сайты сегодня разработаны лишь в 12,5% муниципалитетов, и переход на оказание услуг в электрон­ном виде только начинается. Готовность к этому, на наш взгляд, напрямую связана с кадровой составляющей: сегодня 25% муниципальных служащих не имеют высше­го образования, лишь 20% специалистов моложе 30 лет. Повышению образователь­ного уровня специалистов уделено особое внимание в разрабатываемой министер­ством концепции подготовки кадров для органов местного самоуправления, которая будет представлена в правительство до конца текущего года.

Эффективность работы муниципальных кадров оценивается сегодня субъекта­ми РФ в т. ч. и по показателям, характеризующим благоустроенность территорий. Этот параметр, считаю, должен стать элементом оценки эффективности органов местного самоуправления. Работа муниципалитета не может быть признана результативной, если в нем не решены проблемы благоустройства, как бы хорошо ни выглядели все остальные показатели его деятельности. Мы и впредь будем держать на контроле обеспечение благоустройства территорий и повышение качества оказания жилищно-коммунальных услуг.

В.Ф. Басаргин,
Министр регио­нального развития Российской Федерации

 

Практика муниципального управления №12, 2010

 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru