Волгоградская областная Дума
Главная Местное самоуправление Консультационный кабинет В помощь органам МСУ
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в сельском поселении Печать
23.11.2010 17:24

Одна из важнейших задач органов местного самоуправления любого сельского поселения - санитарная очистка территории и в первую очередь сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в порядке, установленном действующим законода­тельством и муниципальными правовыми актами.

Обязанность органов местного самоуправления поселений по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на своей территории предусмотрена п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ" Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон № 131 -ФЗ). Аналогичная обязанность предусмотрена для органов местного самоуправления ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

 

Понятие "бытовые отходы"

Под бытовыми отходами согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе повседневного (бытового) потребления. В пунк­те 1.1 разд. 1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88"Санитарные прави­ла содержания территорий населенных мест", утв. Минздравом СССР от 05.08.1988 № 4690-88 (далее - СанПиН), конкретизировано, что бытовыми отходами, в частности, являются хозяйственно-бытовые, в т. ч.:

- пищевые отходы из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения;

- жидкие отходы из неканализованных зданий;

- уличный мусор и смет и другие бытовые отходы, скапливающиеся на территории населенного пункта.

Еще одно понятие бытовых отходов встречается в Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. постановлением Правитель­ства РФ от 10.02.1997 № 155 (далее - Правила № 155). Согласно п. 2 Правил № 155 под 4 твердыми и жидкими бытовыми отходами подразумеваются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Действующее законодательство не содержит понятия "мусор". Согласно Словарю русского языка СИ. Ожегова под ним подразумеваются отбросы, сор, т. е. любые ма¬териальные объекты (их остатки), выброшенные (сброшенные) кем-либо и засоряю¬щие какую-либо территорию.

Необходимо отметить, что на органы местного самоуправления поселений действующее законодательство возлагает только обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Утилизацией данных отходов и мусора должны заниматься органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (ч. 2,3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ). А на сбор, вывоз и утилизацию промышленных отходов компетенция органов местного самоуправления поселений и вовсе не распространяется.

К сожалению, на практике встречаются случаи, когда органы местного самоуправления сельских поселений в силу разного рода обстоятельств вынуждены брать на себя обязанность по сбору и вывозу не только бытовых, но и промышленных отходов. Неправомерность данной ситуации не вызывает сомнений. В таких случаях органам местного самоуправления необходимо, опираясь на закон, твердо отстаивать свои интересы и пресекать любые попытки вышестоящих органов местного самоуправления возложить на них дополнительные обязанности в сфере обращения с отходами.

К полномочиям представительных органов местного самоуправления сельских поселений в сфере организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся:

-принятие муниципальных правовых актов (решений), а также муниципальных целевых программ в сфере организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

 

Пример

На территории Хвалынского сельского поселения Спасского муниципального района При¬морского края действует Положение об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Хвалынского сельского поселения, утвержденное решением Муниципального комитета Хвалынского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края от 01.12.2005 № 15. Данное Положение устанавливает компетенцию органов местного самоуправления Хвалынского сельского поселения в вопросах организации деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, а также определяет основные этапы осуществления данной деятельности.

 

- определение основных направлений охраны окружающей природной среды от воздействия отходов на территории поселения.

Местные администрации при осуществлении полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора обязаны:

- осуществлять взаимодействие с индивидуальными предпринимателями и организациями, оказывающими потребителям услуги по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в т. ч. координировать их деятельность;

- осуществлять реализацию муниципальных целевых программ в сфере организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

- в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "0 размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"(далее - Федеральный закон № 94-ФЗ), размещать муниципальные заказы и заключать муниципальные контракты на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения; определять порядок сбора отходов на территории сельского поселения;

 

Пример

На территории Ноеопокровского сельского поселения Красноармейского муниципального района Приморского края постановлением главы администрации поселения от 20.08.2008 № 38-а утвержден порядок сбора и удаления бытовых отходов на территории данного муниципального образования.

 

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области сбора и вывоза бытовых отходов;

- принимать участие в решении вопросов, связанных с выделением земельных участков для хранения бытовых отходов и мусора, а также восстановлением (рекультивацией) земель, ранее использовавшихся для хранения бытовых отходов и мусора;

- утверждать тарифы на услуги муниципальных предприятий и организаций, осуществляющих деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.

 

Генеральная схема очистки территории

 

Помимо названного п. 1.2 разд. 1 СанПиН наделяет исполкомы местных Советов народных депутатов, функции которых (применительно к сельским поселениям) сегодня исполняют местные администрации сельских поселений, полномочиями по разработке генеральных схем очистки территорий населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений. Порядок разработки указанных схем предусмотрен Методическими рекомендациями МДК 7-01.2003"О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации", утв. постановлением Госстроя России от 21.08.2003 № 152.

Согласно данным рекомендациям генеральная схема очистки территории населенных пунктов представляет собой документ, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке поселенческих территорий. Этот документ определяет очередность осуществления мероприятий по очистке, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочный размер капиталовложений на строительство и приобретение технических средств.

Как правило, генеральная схема очистки территории разрабатывается в составе генерального плана поселения на срок до пяти лет с выделением первой очереди мероприятий, входит в состав градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления сельского поселения по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службой.

Генеральная схема очистки территории должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям СанПиН.

 

Сбор бытовых отходов

 

Сбор бытовых отходов (которые подразделяются на твердые и жидкие) осуществляется по правилам, установленным действующим законодательством и СанПиН.

При временном хранении твердых бытовых отходов (далее-ТБО) в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения ТБО в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) - не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления ТБО согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Для сбора ТБО в благоустроенном жилищном фонде следует применять стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

Размещение мест временного хранения ТБО, особенно на жилой территории, согласовывается со службой архитектуры и санитарно-эпидемиологической службой.

На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 м.

Металлические сборники ТБО в летний период необходимо промывать (при "не-сменяемой"системе не реже одного раза в 10 дней,"сменяемой"- после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).

Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из сборников ТБО, а также из мусоровозного транспорта не допускается (подп. 2.2.5 СанПиН).

Вход в мусороприемную камеру необходимо изолировать от входа в здание и другие помещения. Пол камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом. Категорически запрещается сброс ТБО из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры (в мусороприемной камере должен быть запас контейнеров или емкости в контейнерах не менее чем на одни сутки).

Емкости с ТБО нельзя выставлять за пределы мусоросборного помещения заблаговременно (ранее одного часа) до прибытия специального автотранспорта.

Удаление негабаритных ТБО из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.

Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки ТБО из камеры, несет организация, осуществляющая управление домом (ТСЖ, управляющая компания и т.д.).

Запрещается применять"поквартирную"систему удаления ТБО в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Данная система не предусматривает накопление и хранение твердых бытовых отходов в местах сбора мусора. Удаление мусора жильцами частного сектора при ее применении должно проводиться непосредственно в мусоровоз. Применять указанную систему возможно, в виде исключения, только в одно-двухэтажных домах.

Для сбора жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.

Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м. В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 м.

Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем его рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше 0,35 м от поверхности земли.

Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода. Помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Не реже одного раза в неделю помещение необходимо промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами.

Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых.

Неканализованные уборные и выгребные ямы дезинфицируют растворами следующего состава (%): хлорная известь - 10, гипохлорид натрия - 3-5, лизол - 5, нафтализол - 10, креолин - 5, метасиликат натрия - 10. Эти же растворы применяют для дезинфекции деревянных мусоросборников. Время контакта - не менее 2 мин. Запрещается применять сухую хлорную известь (исключение составляют пищевые объекты и медицинские лечебно-профилактические учреждения).

На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 м.

Согласно подп. 2.1.5 п. 2.1 СанПиН твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом. В случае, если заказчиком вывоза являются органы местного самоуправления, размещение заказа производится по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 94-ФЗ.

Необходимо отметить, что на органы местного самоуправления (в т. ч. сельских поселений) Федеральным законом № 131-ФЗ возложена обязанность не по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, а по организации их сбора и вывоза. Это означает, что органы местного самоуправления должны создать на своей территории такие условия, при которых будет возможна деятельность субъектов, занимающихся сбором и вывозом бытовых отходов и мусора (разрабатывать генеральные схемы очистки, обеспечивать исполнение муниципального заказа и т. д.).

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) в многоквартирных домах собственники самостоятельно выбирают способ управления, а вместе с ним и способ обслуживания придомовой территории (в т. ч. очистки ее от мусора).

Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ органы местного самоуправления сельских поселений в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводят открытый конкурс по отбору управляющей организации только в тех случаях, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления не было реализовано. Но даже в этом случае полномочия органов местного самоуправления в данной сфере заканчиваются после завершения отбора управляющей организации, к которой переходят все обязанности по обеспечению санитарной очистки придомовых территорий от бытовых отходов и мусора.

Однако Федеральный закон № 131 -ФЗ позволяет органам местного самоуправления самим создавать муниципальные организации и участвовать в создании хозяйственных обществ для решения любых вопросов местного значения (п. 3 ч. 1 ст. 17 и ч. 4 ст. 51). Следовательно, органы местного самоуправления поселений вправе выступать учредителями муниципальных организаций и хозяйственных обществ, предоставляющих потребителям услуги по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора. По отношению к таким организациям органы местного самоуправления будут наделены и контрольными функциями, что позволит только улучшить положение в сфере указанных услуг.

Муниципальные организации, занимающиеся сбором и вывозом бытовых отходов и мусора, создаются в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законом (муниципальные предприятия, учреждения). Аналогичные хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества) создаются (учреждаются) органами местного самоуправления сельских поселений совместно с иными физическими или юридическими лицами. При этом следует помнить о том, что согласно ст. 51 Федерального закона № 131 -ФЗ допустимо лишь участие органов местного самоуправления в создании хозяйственных обществ. Слово "участвовать" согласно Словарю русского языка СИ. Ожегова означает "иметь долю, пай в каком-нибудь деле, предприятии", а слово "участие"-"деятельность по совместному выполнению чего-нибудь, сотрудничество". Следовательно, органы местного самоуправления сельских поселений не вправе единолично создавать хозяйственные общества, а могут лишь участвовать в этом наряду с другими лицами на правах соучредителей.

Вместе с тем следует учитывать, что создание муниципальных организаций в сфере сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, равно как и участие в создании хозяйственных обществ, предоставляющих услуги в указанной сфере, не является для органов местного самоуправления сельских поселений обязательным, поскольку Федеральный закон № 131 -ФЗ требует от них лишь создания определенных условий для развития данной сферы, и не более.

Органам местного самоуправления сельских поселений следует учитывать, что согласно п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ"0 лицензировании отдельных видов деятельности"деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IVклассов опасности подлежитлицензированию в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности". Как следует из Федерального классификационного каталога отходов, утв. приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786, несортированные отходы из жилищ отнесены к отходам IV класса опасности. Следовательно, любая организация (в т. ч. муниципальная), занимающаяся сбором и вывозом бытовых отходов, обязана получить на это лицензию. Это необходимо учитывать как при принятии решения о создании муниципальной организации (об участии в создании хозяйственного общества), так и при формировании муниципального заказа на сбор и вывоз бытовых отходов.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, должны руководствоваться действующим федеральным и региональным законодательством (в частности, Правилами № 155), а также муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления сельских поселений.

 

► В Прокопьевске успешно внедряют оригинальные технологии в сфере благоустройства

 

Второй год подряд Прокопьевск (Кемеровская область) в прямом смысле расцветает необычными яркими красками благодаря работе уличных художников - граффитистов.

Если для многих городов граффити - это настоящий бич, то в Прокопьевске самобытные таланты на службе у родного города. В 2009 г. заиграли новыми красками серые бетонные стены рыночного комплекса на ул. Крупской и местного дрожжевого завода. В этом году восемьталантливых молодых граффитистов работали в Зенковском районе города. Объектом их прикладного творчества стала база"Прокопьевск-центроснаб". Специальные краски, которые не боятся температурных перепадов, не тускнеют под дождем и снегом, приобретаются за счет города. При полной свободе художественного процесса у ребят есть свой творческий директор -руководитель реставрационной мастерской культурно-выставочного центра "Вернисаж" А. Порохин. Каждый граффитист, помимо удовольствия от проделанной работы, получил еще и материальное вознаграждение - по 3 тыс. руб.

 

П.В. Гулидинов, юрист.

 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru