Волгоградская областная Дума
Проект Закона № 89-2011з от 17.06.2011г Печать

Наименование проекта«О порядке предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, приобретенных за счет субвенций федерального бюджета»
Субъект права законодательной инициативыПроект внесен депутатом Волгоградской областной Думы Лихачевым В.В.
Подготовлен
Дата размещения на сайте2011-06-22 15:17:41
Этап прохождения в Волгоградской областной Думе
Отклонен
Текст к I чтениюскачать + просмотр
Пояснительная запискаскачать + просмотр
Финансово-экономическое обоснованиескачать + просмотр
Перечень нормативных актовскачать + просмотр


 

ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

О порядке предоставления жилых помещений по договору

социального найма ветеранам Великой Отечественной войны

1941 - 1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на

территории Волгоградской области, приобретенных за счет субвенций

федерального бюджета»

Принят Волгоградской областной Думой

Настоящий закон в целях обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, равными условиями для осуществления права на жилище, устанавливает единообразный порядок предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по договору социального найма, приобретенных за счет субвенций федерального бюджета.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1.  Настоящий Закон устанавливает порядок предоставления жилых помещений     по     договору     социального     найма   ветеранам   Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим   на   территории   Волгоградской   области,   полномочия   по обеспечению жильем которых переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (Волгоградской области) в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

2.   Настоящий   Закон   применяется   к   отношениям,   связанным   с предоставлением   жилых   помещений   по   договору   социального   найма, следующим категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий:

инвалиды Великой Отечественной войны;

участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда

Статья 2. Учетные нормы общей площади жилых помещений для категорий граждан

Для категорий граждан, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Закона, в целях определения уровня их обеспеченности общей площадью жилого помещения, устанавливаются следующие учетные нормы общей площади жилых помещений:

1)14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для граждан, проживающих в отдельных квартирах или индивидуальных жилых домах;

2) 16 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для граждан, проживающих в квартирах коммунального заселения.

Примечание. Под квартирой коммунального заселения (коммунальной квартирой) в настоящей статье понимается квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и/или собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.

Статья 3. Основные требования к порядку предоставления жилых помещений по договору социального найма

1. Предоставление жилых помещений гражданам осуществляется на основании сводного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет, обладающих правом на меры социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, установленные   Федеральным   законом   от   12   января   1995   г.   №   5-ФЗ «О ветеранах», сформированного уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области (далее именуется - уполномоченный орган). Уполномоченный орган ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, формирует изменения к сводному списку граждан.

2.  Предоставление жилого помещения носит заявительный характер.
Заявление   подается   персонально   гражданином   или   его   полномочным представителем.

Гражданин, изъявивший желание улучшить свои жилищные условия посредством предоставления жилого помещения по договору социального найма, или его полномочный представитель представляет в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) Волгоградской области (далее именуется - орган местного самоуправления), в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следующие документы:

а) заявление по форме, установленной постановлением Администрации
Волгоградской области;

б) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность
гражданина;

в)   копию   документа,   подтверждающего   отнесение   гражданина   к категории граждан, указанных в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона;

г)  выписку из домовой книги или копию финансового лицевого счета за текущий год;

д)  выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;

е) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае подачи заявления представителем).

Копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника.

3. .Порядок принятия решений о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма  устанавливается постановлением Администрации Волгоградской области.

                        4.  Жилые помещения предоставляются на территории Волгоградской области по месту жительства гражданина (в границах соответствующего населенного пункта).

5.    Приобретаемые   жилые   помещения   должны   соответствовать
следующим требованиям:

а) жилые помещения должны отвечать установленным санитарным нормам, техническим требованиям и являться благоустроенными применительно к данному населенному пункту, в том числе с обеспечением жилых помещений системами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, централизованного или индивидуального отопления, электроснабжения;

б) жилые помещения не должны быть предметом залога, обременены правами третьих лиц, состоять под арестом (запрещением), а также в отношении их не должно быть спора о праве собственности.

6. Максимальная стоимость жилого помещения для проведения аукциона определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в Волгоградской области, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствующем квартале, и расчетного норматива общей площади жилого помещения в размере 36 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Статья 4. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава администрации

Волгоградской области А.Г. Бровко



 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту закона Волгоградской области «О порядке предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, приобретенных за счет субвенций федерального бюджета»

 

В соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) учетной нормой площади жилого помещения (учетной нормой) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По общему правилу части 5 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

На практике, поскольку количество граждан, которые могут претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма, зависит от величины учетной нормы, действующей на территории каждого конкретного муниципального образования, соответствующие органы местного самоуправления вынуждены устанавливать как можно меньшие учетные нормы. Это объясняется тем, что в соответствии с федеральным законодательством обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями отнесено к вопросам местного значения поселения (городские округа), хотя эти муниципальные образования зачастую не располагают достаточными ресурсами для полноценного решения указанных вопросов.

Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исходя из содержания подпункта 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

Однако для перечисленных выше категорий граждан Федеральным законом «О ветеранах» не устанавливается специальная учетная норма. В этой связи, в настоящее время на территории Волгоградской области в целях признания ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки на соответствующий учет применяются учетные нормы, установленные органами местного самоуправления.

В практическом плане это приводит к тому, что наравне с иными гражданами, ветераны Великой Отечественной войны и приравненных к ним лица, не могут улучшить свои объективно некомфортные условия проживания, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего в принадлежащих им жилых помещениях, оказывается выше общей учетной нормы, которая далека от предусмотренной для них федеральным законом нормы предоставления в 36 квадратных метров.

На деле ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица в зависимости от места их проживания на территории Волгоградской области не имеют равных возможностей для получения жилья за счет средств федерального бюджета, так как в каждом муниципальном районе (городском округе) действуют свои учетные нормы, которые варьируются от 9 до 14 квадратных метров.

Усугубляется названная проблема также и тем, что некоторые одинокие ветераны, проживающие в комнатах, расположенных в квартирах коммунального населения (так называемых «подселениях»), при использовании учетных норм, установленных органами местного самоуправления, с точки зрения закона также оказываются обеспеченными жильем, хотя такое жилье, как правило, не оборудовано отдельным санузлом и кухней, и в целом далеко от современных представлений о комфортном жилье.

Все вышеперечисленные проблемы имеют нравственное измерение. В реальной жизни часть ветеранов Великой отечественной войны, проживающих в условиях, которые, по меньшей мере, не соответствуют их высоким заслугам перед обществом и государством, не может улучшить свои жилищные условия, с болью и обидой получая от уполномоченных органов решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотя такие решения полностью соответствуют букве закона.

Проект закона Волгоградской области «О порядке предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, приобретенных за счет субвенций федерального бюджета» направлен на законодательное решение вышеперечисленных проблем.

Из части 3 статьи 49 ЖК РФ следует, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, помимо названных в статье 49 ЖК РФ, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 50 ЖК РФ федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

При этом, исходя из части 11 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Из приведенного положения части 11 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» во взаимосвязи с положениями части 6 статьи 50 ЖК РФ следует, что федеральным законодательством допускается установление законом Волгоградской области специальной учетной нормы площади жилого помещения для ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, если такой законодательный акт устанавливает порядок предоставления таких помещений.

В настоящее время на территории Волгоградской области действует «Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, приобретенных за счет субвенций федерального бюджета», утвержденный Постановлением Администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 г. №301-п.

Представленным проектом закона Волгоградской области предлагается поднять наиболее важные положения данного нормативного правового акта, касающиеся основных требований к порядку предоставления жилых помещений по договору социального найма, на более высокий уровень законодательного регулирования, а также установить специальные учетные нормы общей площади жилых помещений для ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, в том числе учетную норму для граждан, проживающих в квартирах коммунального заселения.

Принятие настоящего законопроекта позволит обеспечить ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, равными и более высокими, в сравнении с существующими, гарантиями реализации права на улучшение жилищных условий.


Депутат Волгоградской областной Думы  B.B. Лихачев

 


Информация о размере учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека,

устанавливаемой для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

в разрезе ряда субъектов РФ и муниципальных образований Волгоградской области

В настоящее время учетная норма площади жилого помещения для ветеранов Великой Отечественной войны федеральным законодательством не установлена. В связи с этим в большинстве субъектов РФ для признания ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в жилых помещениях применяются учетные нормы, устанавливаемые органами местного самоуправления для жителей данных территорий.

Учетные нормы жилья в муниципальных образованиях регионов колеблются в пределах от 9 до 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

В ряде регионов учетная норма дифференцирована.

Так в г. Сочи Краснодарского края для граждан, проживающих в отдельных квартирах и жилых домах она составляет 10 кв. м., а для проживающих в квартирах (домах) с частичными коммунальными удобствами, секционного или коридорного типа - 12 кв.м. Законом г. Санкт-Петербурга для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах установлена учетная норма в размере 9 кв. м. общей площади жилого помещения, а для проживающих в коммунальных квартирах - 15 кв.м.

Отдельный закон, регулирующий вопросы обеспечения жилыми помещениями отдельных, наиболее незащищенных категорий граждан, принят в Самарской области ( закон от 11.07.2006 N 87-ГД). Учетные нормы, установленные этим законом выше, чем для рядовых граждан. В частности, для инвалидов и участников Великой Отечественной войны; ветеранов боевых действий и ряда других категорий (в соотв. с Федеральным законом "О ветеранах") установлена учетная норма в размере 14 кв. м общей площади   жилого   помещения   на одного человека для   проживающих   в отдельных квартирах (для сравнения - 11   кв. м. для граждан) и   15 кв. м   -для проживающих в квартирах коммунального заселения (13 кв. м ).

Исходя из анализа нормативной базы 35 регионов РФ учетная ставка составляет:

 

№п/п

Регион /Муниципальное образование

Учетная норма, кв. м общей площади жилого помещения на одного человека

1.

г. Санкт - Петербург

-   9     квадратных   метров   общей площади   жилого     помещения   для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15     квадратных   метров   общей площади   жилого     помещения   для проживающих     в       коммунальных квартирах.

2.

Краснодарский край/ г. Сочи

- 10 и менее кв.м. - для граждан, проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; - 12 и менее кв.м.- для граждан, проживающих в квартирах (домах) с частичными коммунальными удобствами, секционного или коридорного типа.

3.

Г. Москва

-10 кв.м. площади жилого помещения для отдельных квартир. - 15 кв. м. площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

4.

Краснодарский край/г. Краснодар

10 и менее кв. м

5.

Ростовская обл/.г. Таганрог

10 кв. м

6.

Томская обл./г. Томск

10 кв. м

7.

Вологодская обл./г. Вологда

10 кв. м

8.

Челябинская обл/г. Челябинск

10 кв. м

9.

Кемеровская обл./г. Кемерово

10 кв.м.

10.

Республика Карелия/г. Петрозаводск

10 кв.м.

11.

Смоленская обл./ г. Смоленск

10,5 кв.м.

12.

Волгоградская обл/г. Волгоград

11 кв. м

13.

Воронежская обл./г. Воронеж

11 кв. м

14.

Ставропольский край/г. Ставрополь

12 кв.м.

15.

Архангельская обл./г. Архангельск

12 кв.м.

16.

Алтайский край/ г. Барнаул

12 кв.м.

17.

Новгородская обл./г. Новгород

12 кв. м

18.

Костромская обл./г. Кострома

- 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека - в отдельном жилом помещении 10 кв. м жилой площади жилого помещения   на   одного     человека   в коммунальных квартирах

19.

Пермский край/г. Пермь

12 кв.м.

20.

Ярославская обл.

12 кв. м

21.

Республика Калмыкия/ г. Элиста

12 кв.м.

22.

Курская обл./г. Курск

12 кв.м.

23.

Хабаровский край/ г. Хабаровск

12 кв. м

24.

Республика Мордовия/ г. Саранск

12,5 кв.м.

25.

Курганская обл./г. Курган

13 кв.м.

26.

Магаданская обл./г. Магадан

13 кв.м.

27.

Оренбургская обл./ г. Оренбург

13,5 кв.м.

28.

Самарская обл./г. Самара

11   квадратных   метров     общей площади   жилого   помещения   на одного человека для проживающих в отдельных квартирах; -   13       квадратных   метров     общей площади   жилого   помещения   на одного человека для проживающих в квартирах коммунального заселения.

- 14 - 15 кв. м - для ветеранов и инвалидов ВОВ - 12-13 кв.м - для инвалидов и семей с детьми-инвалидами (закон Самарской обл. №87-ГД)

29.

Забайкальский край/г.Чита

14 кв.м.

30.

Сахалинская область/г. Южно-Сахалинск

14 кв.м.

31.

Тверская обл./ г. Тверь

14 кв.м.

32.

Тамбовская обл./ г. Тамбов

не более 14 кв.м.

33.

Белгородская обл./г. Белгород

менее 15 кв.м.

34.

Иркутская обл./г. Иркутск

менее 15 кв.м.

35.

Ямало-ненецкий АО/г. Салехард

15 кв. м

В ряде регионов, в частности, Воронежской, Ярославской, Новгородской областях учетная норма жилого помещения установлена законодательно. В большинстве субъектов эта норма определяется органом местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина.


Исходя из анализа нормативной базы ряда муниципальных образований Волгоградской области видно, что учетная норма варьируется в пределах от 9 до 14 кв.м.

 

№п

/п

Муниципальное образование Волгоградской области

Учетная норма, кв. м общей площади жилого помещения на одного человека

1.

Камышинский район

9 кв.м.

2.

Еланский район

9 кв.м.

3.

Г. Калач

Менее 10 кв.м.

4.

г. Фролово

10 кв.м.

5.

г. Михайловка

10 кв.м.

6.

Среднеахтубинский район

Менее 10 кв.м.

7.

г. Ленинск

Менее 10 кв.м.

8.

г. Волжский

Менее 11 кв.м.

9.

Светлоярское гор. пос.

11 кв.м.

10.

Жирновский район

12 кв.м.

11.

Палласовский район

12 кв.м.

12.

Ольховский район

12 кв.м.

13.

Г. Котово

12 кв.м.

14.

Нехаевский район

Менее 14 кв.м.

15.

Г. Дубовка

14 кв.м.

Изменение размера учетной нормы находится в компетенции органов местного самоуправления муниципального образования и может быть пересмотрено.

 


Так, в частности, Волжская городская Дума в 2010 году приняла постановление №60-ВГД, в соответствии с которым учетная норма площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилом помещении увеличена с менее 10 кв.м. до менее 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на 1 человека.

 


  

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту закона Волгоградской области «О порядке предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, приобретенных за счет субвенций федерального бюджета»

 

Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных затрат из областного бюджета.

 

 

Депутат Волгоградской областной Думы В.В. Лихачев


 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта закона Волгоградской области «О порядке предоставления жилых помещений по договору социального найма

ветеранам Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории

Волгоградской области, приобретенных за счет субвенций федерального бюджета»

 

Принятие настоящего законопроекта не потребует внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, в том числе их отмены полностью или частично.

 

Депутат Волгоградской областной Думы В.В. Лихачев

 


 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru