В основе благоустройства территорий должен лежать программный подход |
27.01.2011 09:52 |
На расширенном заседании Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ широко обсуждались проблемы благоустройства территорий, повышения качества жилищно-коммунального обслуживания, управления многоквартирными домами - вопросы, которые по закону находятся в сфере деятельности органов местного самоуправления. В работе Совета под председательством Д.А. Медведева приняли участие более 90 человек - главы городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, депутаты представительных органов муниципальных образований, общественных организаций, управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Более десяти лет Минрегион России проводит Всероссийский конкурс "Самый благоустроенный город России". Этот конкурс показал, что сегодня проблемами благоустройства территорий занимаются региональные, муниципальные власти, бизнес-структуры и сами граждане. Однако единого подхода в этой работе, к сожалению, до сих пор нет. Что необходимо для того, чтобы все-таки законодательно раскрыть понятие "благоустройство'^ четко определить круг задач, которые стоят перед муниципалитетами? Прежде всего наше министерство разрабатывает в рамках технического регулирования национальный обязательный стандарт благоустройства территорий. Завершение этой работы планируется на апрель 2011 г. Кроме того, подготовлены и до конца года будут приняты изменения в Градостроительный кодекс РФ, в которых укрупненно сформулированы требования к благоустройству территорий. Эти шаги позволят установить минимальные требования к благоустройству, которые будут обязательны и для субъектов РФ, и для муниципальных образований. Полноценное закрепление в законодательстве понятия "благоустройство" потребует внесения изменений в ряд законодательных документов, и они сейчас находятся в стадии подготовки. Это касается санитарного благополучия населения, работы с отходами производства и потребления, а также земельного и жилищного законодательства. Исходя из накопившегося опыта работы, мы предлагаем применить сплошное межевание жилых кварталов либо формирование внутри квартала территории общего пользования, на обслуживание которой может заключаться договор с управляющей организацией, определяющий ответственного за благоустройство конкретного участка. Такой опыт уже есть в Белгородской, Кемеровской, Московской областях и ряде других регионов Российской Федерации. Во многих муниципалитетах этих регионов территория, а также обязанности по содержанию фасадов, крыш и иных внешних конструкций уже закреплены за физическими и юридическими лицами, и проблемы благоустройства по многим направлениям практически решены. Кроме того, есть еще один способ повлиять на состояние благоустройства. Сегодня не везде муниципальным властям передано право привлекать к административной ответственности за нарушения в области благоустройства, к тому же бюджетное законодательство не позволяет напрямую перечислять штрафы в местные бюджеты. В этой связи можно порекомендовать регионам следующее:
В развитие поставленной Президентом РФ в Бюджетном послании задачи о необходимости предоставить большую финансовую свободу муниципалитетам подготовлен законопроект, направленный на поэтапную отмену действующих федеральных льгот по земельному налогу. Это право следует сохранить только у муниципалитетов. Серьезную озабоченность вызывает состояние улично-дорожной сети населенных пунктов - в ненадлежащем состоянии сегодня находится 44% протяженности дорог местного значения. Износ улично-дорожной сети в регионах России достиг 54,8%, при этом асфальтобетоном, щебнем или гравием покрыто лишь 140 из 238 тыс. км улиц и проездов в городах и поселках. Сейчас по примеру Федерального дорожного фонда инициируется создание региональных фондов. Необходимо соответствующими нормативными документами дать право накапливать в них средства на ремонт и строительство дорог в муниципалитетах. В качестве временной меры на 2011 г. предлагаем поддержать инициативу выделения на решение этого вопроса для муниципальных образований России до 15 млрд руб. Актуальным вопросом остается переработка и утилизация отходов производства и потребления. Слабые возможности местных бюджетов не позволяют организовать переработку и размещение нарастающего потока отходов на полигонах, за последние пять лет объем отходов увеличился в полтора раза, что ведет к росту стихийных свалок. Как правило, в муниципалитетах отсутствуют схемы санитарной очистки - в одной трети городских округов и поселений и более чем в половине сельских поселений. Инструментами обращения с отходами может стать внедрение долгосрочных инвестиционных программ управления отходами, такие уже приняты в Ставропольском крае, Калужской, Белгородской и Костромской областях. И еще один вариант -разработка в каждом регионе генеральной схемы размещения отходов, позволяющей упорядочить размещение отходов и организовать межмуниципальную кооперацию в этой сфере, создать условия для привлечения инвестиций. В целом считаем, что сегодня в основе благоустройства территорий должен лежать программный подход. Для этого, во-первых, необходимо повсеместно принять комплексные программы благоустройства, включающие в себя схемы размещения отходов, подпрограммы озеленения, размещения объектов спортивной, дворовой и другой инфраструктуры. Такие программы сегодня реализуются практически в четверти муниципальных образований, но большинство из них требует доработки. Во-вторых, документы территориального планирования, принятые лишь в 60% муниципалитетов, зачастую слабо увязаны с их финансовыми возможностями, федеральными и региональными программами комплексного развития. Считаю, что нет необходимости вновь переносить конечные сроки, отпущенные для разработки градостроительной документации, поскольку перспективное развитие муниципалитетов возможно лишь на этой основе. Значит, надо всерьез этим заняться. В-третьих, по инициативе министерства до конца текущего года будут разработаны региональные программы жилищного строительства, увязанные со сроками реализации федеральной целевой программы "Жилище" (2011-2015 гг.). Уже идет утверждение таких региональных программ, и каждая из них в обязательном порядке должна предусматривать подпрограмму благоустройства населенных пунктов и софинансирование ее мероприятий из бюджетов всех уровней. Не должно быть забыто и село, где проблемы формирования благоприятной среды стоят наиболее остро. Их усугубляет отсутствие объектов инфраструктуры -дорог, водо-, тепло- и газоснабжения. Здесь вопросы благоустройства могут решаться путем более активного привлечения населения, а в крупных селах - за счет развития инфраструктуры в кооперации с близлежащими городами. Большой потенциал в деятельности по благоустройству мы видим в привлечении к этому процессу граждан и их объединений. Хорошо зарекомендовала себя практика участия в благоустройстве органов территориального общественного самоуправления, их насчитывается в стране около 16 тыс. Такие объединения успешно и эффективно работают в Краснодарском крае, Волгоградской, Тверской и Костромской областях. Местные власти также должны поддерживать развитие гражданских инициатив в области благоустройства. Это конкурсы на лучший двор, дом, подъезд, создание безбарьерной среды для инвалидов и пожилых людей. Даже муниципалитеты, испытывающие проблемы финансового характера, должны разработать и принять "программы малых дел": это может быть какое-то точечное мероприятие, не требующее больших затрат, но качественно меняющее лицо населенного пункта. Главное, чтобы сама местная власть была авторитетной, чаще обращалась к местному сообществу за поддержкой. Отдельный вопрос - работа по внутреннему благоустройству многоквартирных домов, ответственность за которые несут управляющие организации и объединения собственников. Доля многоквартирных домов, в которых определен способ управления, уже достигла 82% по стране. Однако в адрес управляющих организаций поступает много критики, до 90% обслуживаемых ими жителей не могут сказать, что именно эта компания - их осознанный выбор. К сожалению, пока не выработаны достаточные правовые нормы деятельности управляющих организаций. Мы совместно с депутатами Госдумы отработали необходимые законопроекты, по ним прошли слушания в профильных комитетах. Но дело не терпит отлагательства, и с участием Минрегиона России разработано и принято постановление о стандартах раскрытия информации управляющих организаций, которая повысит прозрачность их деятельности и ответственность. Дополнительно подготовлен приказ министерства, ужесточающий требования к управляющим организациям, который призван задать стандарты их деятельности. Говоря об улучшении жилищного и коммунального обслуживания населения муниципальных образований, считаем необходимым ускорить принятие комплексной программы модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг., предусматривающей модернизацию отрасли при одновременном сдерживании роста доли затрат на услуги ЖКХ в доходах населения. Сегодня это один из главных приоритетов. Минрегионом России утверждены Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливающие детальные процедуры соотнесения расходов коммунальных организаций с платежеспособностью нашего населения. В целях снижения стоимости услуг активизирована работа по энерго- и ресурсосбережению, и в этом отношении сегодня тоже есть позитивный опыт во многих наших регионах. Считаем также, что необходимо провести информационную кампанию, чтобы граждане осознали свою ответственность за обеспечение комфортной среды проживания. В этом же русле стоит поднять вопрос взаимодействия населения с местной властью посредством современных электронных технологий. Интернет-сайты сегодня разработаны лишь в 12,5% муниципалитетов, и переход на оказание услуг в электронном виде только начинается. Готовность к этому, на наш взгляд, напрямую связана с кадровой составляющей: сегодня 25% муниципальных служащих не имеют высшего образования, лишь 20% специалистов моложе 30 лет. Повышению образовательного уровня специалистов уделено особое внимание в разрабатываемой министерством концепции подготовки кадров для органов местного самоуправления, которая будет представлена в правительство до конца текущего года. Эффективность работы муниципальных кадров оценивается сегодня субъектами РФ в т. ч. и по показателям, характеризующим благоустроенность территорий. Этот параметр, считаю, должен стать элементом оценки эффективности органов местного самоуправления. Работа муниципалитета не может быть признана результативной, если в нем не решены проблемы благоустройства, как бы хорошо ни выглядели все остальные показатели его деятельности. Мы и впредь будем держать на контроле обеспечение благоустройства территорий и повышение качества оказания жилищно-коммунальных услуг. В.Ф. Басаргин,
|