Волгоградская областная Дума
Виталий Лихачев: "Важно - принятые законы не остались на бумаге, а эффективно работают". Печать

thumb 180810Lihachev

Выборы депутатов в Волгоградскую областную Думу третьего созыва состоялись 7 декабр 2003 года и прошли по принципиально новым правилам – к 16-ти одномандатникам добавились 22 депутата, избранных по партийным спискам. Вновь пришедшие депутаты образовали в Думе три фракции: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. С 2005 года региональный парламент возглавил Виталий Лихачев.

 

Подводя итог работы Думы третьего созыва, Виталий Лихачев подчеркнул: «Первоочередной задачей депутатов двух первых созывов явилось создание законодательной базы, определяющей систему органов государственной власти и статус Волгоградского региона как субъекта, а также обеспечение проводимых в регионе кардинальных социально-экономических преобразований. Успешное решение этих задач позволило депутатам третьего созыва приступить к созданию нормативных условий для реализации важнейших государственных программ в области социальной защиты населения, поддержки агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса, инвестиционной деятельности, а также продолжить работу по совершенствованию областного законодательства о местном самоуправлении.

Те законы, которые мы проводили в жизнь на протяжении своей депутатской деятельности, действительно работают на благо людей. Мы полностью выполнили намеченное в законотворчестве. В последнее время наша деятельность была направлена, главным образом, на укрепление экономики: поддержку промышленности и сельского хозяйства, семьи, материнства и детства, социально незащищенных слоев населения.
Очень важно, что они не остались на бумаге, а работают эффективно и в полном объеме. Областная Дума активно участвовала в формировании федерального законодательства. Подводя итоги деятельности, можно с уверенностью сказать о том, что Волгоградская областная Дума сегодня – это зрелый и эффективно действующий законодательный орган региона».

 

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ

 

Трехлетний бюджет и нацпроекты – приоритеты в депутатской работе

 

Одним из главных законотворческих событий в работе Думы третьего созыва стало принятие трехлетнего бюджета 2008-2010. Такой многолетний бюджет принимался впервые и был направлен на выполнение послания Президента Федеральному Собранию РФ. В числе бюджетных акцентов – увеличение заработной платы работников бюджетной сфере, реализация мер социальной поддержки, улучшение системы поддержки материнства в целях повышения рождаемости, а также обеспечение сбалансированности бюджетной системы Волгоградской области. Действующий бюджет того периода социально ориентирован, 70% его расходов идет на социальные нужды.

В сентябре 2005 года Президент страны Владимир Путин объявил о необходимости сконцентрировать усилия государства на нескольких сферах – здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус национальных проектов. Все проекты напрямую обращены к человеку. Их непосредственной целью ставилось создание механизмов для активизации человеческого потенциала. Как и для большинства российских регионов, для Волгоградской области являлись острыми проблемами низкий уровень рождаемости, высокая младенческая и детская смертность. Депутаты утвердили областную целевую программу «Здоровое поколение» на 2007-2010 гг., направленную на укрепление здоровья женщин и детей, развитие новых медицинских технологий. Была одобрена Концепция формирования здорового образа жизни населения Волгоградской области.

К началу реализации нацпроекта «Образование» необходимая законодательная база была практически готова. Наиболее важные – законы о налоговых преференциях учреждениям образования, областных премиях в сфере науки и техники, о персональных стипендиях молодым талантливым ученым, о госгарантиях молодым специалистам. Разработана новая редакция закона «Об образовании в Волгоградской области». Особое внимание было уделено и нацпроекту «Развитие АПК». Принята областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области на 2007–2010гг.» и «Социальное развитие села до 2010 г.» Цель последней – создание инженерной инфраструктуры сел, расширение рынка труда в сельской местности. Для улучшения жилищных условий была принята в регионе целевая программа «Жилище» на 2007-2010гг.

Совершенствовалось экономическое, инвестиционное законодательство. Были приняты законы «О залоговом фонде Волгоградской области», «О государственных гарантиях Волгоградской области», установлены преференции в виде льгот по налогам на имущество, землю, прибыль для организаций, реализующих свои проекты на территории региона.

 

Социально ориентированный

В целом в 2004-2008 гг. разработан целый пакет нормативных актов, направленных на социальную поддержку ветеранов труда, тружеников тыла, детей военного Сталинграда, лиц, пострадавших от политических репрессий. Законодательно установлены выплаты социальных пособий многодетным, малоимущим, студенческим и молодым семьям, гражданам, имеющим детей, и опекунам. Разработан механизм обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательно урегулированы правоотношения, возникающие при обеспечении прав на отдых и оздоровление беспризорных детей, детей–сирот, детей – инвалидов. В 2005 году в Волгоградской области, первой среди регионов Южного федерального округа, был принят закон об организации питания детей в учреждениях общего образования, в соответствии с которым расходы на питание школьников из малообеспеченных семей частично компенсируются из областного бюджета.

Все социальные законы были обеспечены бюджетным рублем. Именно после этого бюджет региона стали определять как социально ориентированный. Дума третьего созыва приступила к разработке проекта «Социального кодекса Волгоградской области» свода социальных законов, принятых на основе единых социальных стандартов и подходов в решении социальных проблем различных категорий граждан.

 

Муниципальная реформа. Волгоградский регион – пионер в законотворчестве.

Волгоградская область вошла в число пионеров по внедрению законов, регулирующих систему местного самоуправления, и одна из первых в стране приступила к муниципальной реформе и перестройке жизни в городах и сельских поселениях.

По сравнению с другими субъектами, в Волгоградской области реализация 131-го ФЗ шла с опережением – все параметры закона, в том числе и финансовые, были запущены гораздо раньше даты окончания переходного периода. В десятки раз был увеличен фонд поддержки и развития муниципальных образований.

Областные парламентарии Думы третьего созыва подчеркивают, что закон о местном самоуправлении дал серьезный импульс развитию гражданского общества. Суть реформы – приблизить власть к народу, дать возможность жителям муниципальных образований активно участвовать в развитии своих территорий. И это состоялось. К управлению своими населенными пунктами было привлечено очень много активных людей. За посты глав поселений был высокий конкурс: на 450 мест претендовало около 1500 человек. У людей появилась возможность выбирать тех, кому они доверяли. В рамках проводимой реформы местного самоуправления было принято порядка 90 областных законов, определивших границы, статус, имущественные отношения муниципальных образований. Было создано более 400 городских и сельских поселений со своими границами, исполнительными и представительными органами, бюджетом, собственностью.

Депутаты, работавшие в профильных думских комитетах, отвечавших за реформу системы местного самоуправления, рассказывают, что самым сложным в этом процессе был вопрос полноценного финансирования полномочий, которые передавались на муниципальный уровень. К примеру, в ведение поселковых властей отошло более 30 полномочий, исполнить которые поселения могли лишь наполовину с учетом бюджетных возможностей. Именно в это время регион выступил с идеей организовать систему территориального общественного самоуправления (ТОС), при которой, объединившись, жители помогали в решении местных вопросов. Быстро развивающееся тосовское движение сыграло заметную роль в укреплении и функционировании муниципальной власти.

Выполнение наказов избирателей – одна из главных характеристик работы Думы. В 2007 году наказов избирателей было исполнено на 27 млн. рублей. Одним из серьезных проектов, реализованных в рамках наказов, стало приобретение автомобилей «Скорая помощь» для районных и поселковых больниц Волгоградской области.


 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru