Волгоградская областная Дума
Главная О Думе
История Волгоградской областной Думы - Волгоградская областная Дума третьего созыва 2003-2009 гг. Печать
Индекс материала
История Волгоградской областной Думы
Волгоградская областная Дума первого созыва (1993-1998 гг.)
Волгоградская областная Дума первого и второго ротационных созывов 1997-2003 гг.
Волгоградская областная Дума третьего созыва 2003-2009 гг.
Волгоградская областная Дума четвертого созыва 2009-2014 гг.
Волгоградская областная Дума пятого созыва 2014-2019 гг.
Все страницы

Волгоградская областная Дума третьего созыва 2003-2009 гг.

Волгоградская областная Дума третьего созыва была избрана 7 декабря 2003 года в составе 38 депутатов и сформирована на смешанной основе, т.е. 22 депутата были выбраны по партийным спискам: и 16 депутатов – по одномандатным округам. В 2004-2005 годах спикером областного законодательного собрания являлся Р.Г. Гребенников, с 2005 года областную Думу возглавил В.В.Лихачев. Вновь пришедшие депутаты образовали в структуре Думы 3 фракции: «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР. Руководителем самой многочисленной из них, «Единой России» - стал председатель областной Думы В.В.Лихачев, фракцию КПРФ возглавила Г.Н Поснова., фракцию ЛДПР – А.Г. Потапов. В структуре областной Думы было образовано 10 комитетов, охватывающих все направления деятельности областных законодателей.

thumb 18За прошедшие годы областными законодателями был накоплен значительный опыт. Депутаты П.П. Дудин, В.Г. Попов, О.Г. Болотин, А.В. Бакулин, А.А. Попков, В.Ф. Лобойко, Г.Н. Поснова, Е.В. Сорокин, О.И.Кузнецов, имеющие многолетний опыт парламентской работы, обеспечили преемственность созывов областного законодательного собрания. Это послужило хорошей основой с точки зрения профессионализма и качества работы законодательной деятельности областного представительного органа власти.

Создание условий для реализации важнейших государственных программ в области социальной защиты населения, поддержки агропромышленного комплекса, образования, здравоохранения, строительства жилья, законодательное обеспечение развития инвестиционной деятельности и поддержки малого и среднего бизнеса, формирование законодательной базы для реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - таковы были приоритетные направления деятельности Волгоградской областной Думы третьего созыва. Главным же итогом работы депутатов стало формирование единого правового пространства на территории Волгоградской области.

Вне всяких сомнений одним из значимых итогов законотворческой работы Думы третьего созыва можно считать принятие в 2007 году Закона Волгоградской области «Об областном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года».

thumb 70Волгоградская область оказалась одной из первых среди российских регионов, где был разработан и принят основной финансовый документ области, предусматривающий развитие региона на три года вперед. Закон потребовал напряженного и кропотливого труда не только от профильного бюджетного комитета, но и от депутатов остальных комитетов Думы, принимавших активное участие в деятельности согласительных комиссий и рабочих групп.

Трехлетний бюджет дал области возможность уверенно планировать свою финансовую деятельность на несколько лет вперед, что важно не только для властей региона, но и для инвесторов, готовых вложить деньги в экономику Волгоградской области. Новая трехлетняя система обеспечила условия для увеличения объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, содействовала полной реализации областных целевых программ и решала основные задачи, связанные с реализацией приоритетных национальных проектов.

«Задача номер один сегодня, - сказал в интервью, опубликованном в газете «Горожанин», председатель комитета по социальной защите Владимир Овчинцев, - переломить психологию чиновника и депутата на предмет создания приоритетов социального толка, которые бы главенствовали в бюджетной системе, потому что людям, в общем-то, некогда рассуждать о психологии, их интересует, кто им поможет. Слова о том, что бюджет должен быть социально направленный – должны быть не просто словами. Как защитить незащищенного на деле – вот суть вопроса. И нет ничего важнее».

Действительно, после долгой и кропотливой работы параметры бюджета были согласованы таким образом, что основной финансовый документ области стал социально-ориентированным – свыше 60% всех расходов составила социальная сфера: 1,8 млрд. рублей предусмотрено на льготы и выплаты отдельным категориям граждан сверх тех сумм, что предусмотрены федеральным законодательством.

thumb 71Социальная защита населения, повышение качества жизни людей - ключевое направление деятельности областной Думы на протяжении всего периода ее деятельности. Тот факт, что из общего объёма законов области, принятых Думой третьего созыва, каждый третий имел социальную направленность, свидетельствует о неотступном внимании депутатского корпуса к этому вопросу.

В 2004-2008 гг. разработан пакет законов, направленных на социальную поддержку ветеранов труда, тружеников тыла, детей военного Сталинграда, лиц, пострадавших от политических репрессий. Законодательно установлены выплаты социальных пособий многодетным, малоимущим, студенческим и молодым семьям, гражданам, имеющим детей и опекунам. Разработан механизм обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дума определила меры социальной поддержки малоимущих беременных женщин, кормящих матерей и детей от года до трех лет и ряд других социальных выплат. Законодательно урегулированы правоотношения, возникающие при обеспечении прав на отдых и оздоровление беспризорных детей, детей-сирот, детей-инвалидов, введены квоты для приема на работу инвалидов.

thumb 72В 2005 году в Волгоградской области, первой среди регионов Южного федерального округа, был принят закон об организации питания детей в учреждениях общего образования, в соответствии с которым расходы на питание школьников из малообеспеченных семей частично компенсируются из областного бюджета. Депутатами областной Думы велась постоянная работа по совершенствованию законопроекта, направленная на изыскание дополнительных источников финансирования и увеличения размера компенсации.

Большое внимание уделялось социальной поддержке приемных родителей. В частности, как писала «Комсомольская правда», «многое изменилось к лучшему для детей-сирот. У нас уже действуют местные законы об оплате труда приемных родителей и мерах их соцподдержки, о размере и порядке выплаты средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью, о патронатном воспитании. Последнее новшество в местном законе позволило детям выбирать место жительства: раньше по достижении совершеннолетия они могли получить жилье лишь там, где родились, а теперь – в любой точке региона».

thumb 104Социальные инициативы депутатов Волгоградской областной Думы нашли поддержку на федеральном уровне. «Мало кто из жителей российских городов знает, что 20% платы за детсад из семейного бюджета они вносят благодаря инициативе волгоградских депутатов, а 80% платит государство. Именно это соотношение отстояла в Федеральном Собрании депутата Волгоградской областной Думы Ирина Гусева», - писала «Комсомольская правда».

Однако, не только наиболее нуждающиеся категории населения оставались под пристальным вниманием депутатов фракции. Были выработаны меры социальной поддержки квалифицированных специалистов, педагогических работников, работников учреждений культуры, здравоохранения, социального обслуживания населения, проживающих в сельской местности, направленные на закрепление квалифицированных кадров в районах области.

С 1 января 2007 года в области вступил в силу закон «О мерах социальной поддержки медицинских, фармацевтических и иных работников государственных организаций здравоохранения Волгоградской области». Согласно статьям закона ряд категорий работников здравоохранения в случае нанесения ущерба их здоровью получили возможность за счет средств областного бюджета воспользоваться денежной компенсацией. Отдельной статьей прописана профессиональная переподготовка медицинских и фармацевтических работников в случае невозможности исполнения ими предыдущих обязанностей.

thumb 79Как и в предыдущие годы, депутатами третьего созыва была продолжена практика привлечения широкого круга специалистов для обсуждения социальных, экономических и иных проблем и выработки рекомендаций по их разрешению. Волгоградская область - единственный регион, где успешно функционирует созданный в 2006 году при областной Думе Совет по социальной безопасности. В его состав помимо областных законодателей, вошли руководители структурных подразделений администрации области и муниципальных образований, правозащитных структур и общественных организаций. Председателем Совета стал депутат областной Думы, председатель комитета по социальной политике В.П. Овчинцев.

Среди основных задач Совета - анализ и прогнозирование социальной ситуации в области, внесение конкретных предложений в администрации области и муниципальных образований по мерам социальной поддержки населения и в областную Думу – по разработке нормативных актов в сфере социальной, экономической и правовой защиты населения области. Кроме этого, Совет по социальной безопасности наделен правом создавать независимые экспертные группы для рассмотрения и выдачи заключений заинтересованным организациям по вопросам сохранения социальных гарантий, обращаться по этим вопросам в Думу и органы исполнительной власти всех уровней.

Все заседания Совета были посвящены наиболее острым вопросам, которые могли угрожать социальному благополучию региона. Так в ходе одного из заседаний его участники решали, как смягчить последствия резкого подъема цен на продукты питания и как не допустить подобного в дальнейшем. В 2007 году в рамках Совета обсуждались пути выхода из сложившейся в регионе ситуации в связи с изменением правил предоставления субсидий на оплату коммунальных услуг малоимущей части населения и продолжающимся ростом тарифов на услуги ЖКХ. Крайне актуальный вопрос обеспечения лекарственными средствами социально незащищенных слоев населения Волгоградской области был рассмотрен Советом по социальной безопасности в 2008 году. Практические рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области, выработанные в ходе заседаний Совета позволили избежать роста социальной напряженность в обществе, способствовали повышению качества жизни населения.

thumb 77Оценивая законодательную работу Думы третьего созыва в социальной сфере, председатель комитета по социальной политике В.П. Овчинцев отметил, что «в последние годы все законы, касающиеся социальной сферы, неукоснительно исполнялись, ни один из них не был приостановлен. Однако при всех положительных тенденциях мы не можем не говорить о том, что нерешенных проблем в социальной сфере осталось еще очень и очень много...Мы приняли социально-ориентированный бюджет, увеличив выплаты матерям-одиночкам, детские пособия и другие виды помощи. Но этого пока очень мало.... Эту громадную и сложную работу нужно делать поэтапно на основе тщательных расчетов. Банальная раздача денег ни к чему не приведет – здесь требуется системный подход».

Начало деятельности депутатов третьего созыва пришлось на момент реформирования в стране всей системы местного самоуправления. После вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» перед депутатским корпусом областной Думы встала задача законодательного обеспечения проводимой реформы.

Подготовительную работу в соответствие с новым федеральным законом начали еще депутаты областной Думы второго созыва. Они же приступили к масштабной разъяснительной работе среди населения, рассказывали своим избирателям о том, какими полномочия теперь будут обладать органы местного самоуправления. Естественно, при этом также анализировали возможный ход реформы, ее плюсы и минусы, пытались определить необходимые шаги для ее успешной реализации.

Так в статье, опубликованной в газете «Областные вести», под заголовком «Резервы у нас есть» депутат Евгений Сорокин поделился своим мнением: «Это будет нечто вроде казачьего самоуправления: вместо атамана – глава, вместо «шапки по кругу» - бюджет. Вот только относительно формирования их по численности есть большие сомнения. Допустим, в селе живут 600 человек. Для создания муниципального образования к нему надо будет добавить еще одно село (или несколько хуторов) с населением в 400-500 человек. Село, где будет располагаться администрация, сохранится, а присоединенные к нему в качестве «довеска» окажутся на обочине – в роли неперспективных. Это мы уже проходили в былые времена – много сел потеряли. А за последнее время в России практически ликвидировано 13 процентов населенных пунктов. Нельзя допустить, чтобы это продолжалось. Надо дать шанс развития каждому селу. Процесс становления сельского самоуправления будет очень непростым. И как всякая ломка сложившегося уклада – болезненным. Надеюсь, межбюджетные отношения все же изменятся в пользу муниципальных образований. Иначе эта реформа ничего доброго не даст».

thumb 7541Реформирование местного самоуправления потребовало серьезного пересмотра ряда областных законов и по сути формирования новой законодательной базы в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Для реализации проводимой реформы депутатами Думы третьего созыва было принято порядка 90 областных законов, которые определили границы, статус, имущественные отношения муниципальных образований, передали им ряд государственных полномочий.
Кроме того, согласно изменениям федерального законодательства был разработан новый порядок организации прохождения муниципальной службы в Волгоградской области.

В связи с реформой появилась необходимость разработки нормативных актов, регулирующих финансовое обеспечение местного самоуправления, решения нелегких вопросов, связанных с межбюджетными отношениями. В ходе проведения реформы у муниципалитетов стали возникать серьезные проблемы, в первую очередь, связанные с отсутствием средств на реализацию тех широких полномочий, которые предоставил им Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Было отмечено, что главы поселений, так до сих пор и не знают, чем подкреплены их бюджетные, земельные и имущественные полномочия, расходные обязательства. Бюджеты поселений в последние годы увеличились, но это отнюдь не означает, что финансовое обеспечение муниципальных образований соответствует возложенным на них полномочиям. Депутатский корпус поставил перед собой задачу проводить разъяснительную работу среди руководителей муниципальных образований, отвечать на вопросы, возникающие в ходе проведения реформы.

thumb 25Активизировалась деятельность созданного при Думе Совета руководителей представительных органов местного самоуправления. На заседаниях Совета выявлялись самые острые проблемы, связанные с реализацией закона, намечались пути их решения. Помимо участия в работе Совета депутатами была продолжена положительно зарекомендовавшая себя практика проведения выездных семинаров-совещаний для своих коллег из муниципальных образований.

Понимая, с какими трудностями сталкиваются муниципалитеты при реализации закона о местном самоуправлении, депутаты областной думы, объединив усилия с органами местного самоуправления, специалистами администрации и Контрольно-счетной палаты Волгоградской области, разработали ряд документов, направленных на то, чтобы финансовое обеспечение органов местного самоуправления соответствовало возложенным на них полномочиям. Среди них - закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Волгоградской области по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений», новая методика межбюджетных отношений в Волгоградской области, предусматривающая принципиально иной подход к формированию фондов финансовой поддержки муниципальных образований и распределения из них дотаций исходя из различий в стоимости бюджетных услуг и с применением коэффициентов их удорожания. Такие меры позволили стимулировать экономное использование муниципальными образованиями бюджетных средств, повысить сбор налогов на территориях.
Основной упор в развитии регионального экономического законодательства был сделан на повышение инвестиционной привлекательности региона. Основы инвестиционного законодательства заложены региональными парламентариями предыдущих созывов. Свое логическое продолжение это направление деятельности получило в 2006-2007 годах, после разработки и вступления в силу Законов «О залоговом фонде Волгоградской области», «О государственных гарантиях Волгоградской области». Кроме этого, были законодательно установлены преференции в виде льгот по налогам на имущество, землю, прибыль для компаний, реализующих свои проекты на территории региона. Таким образом, сформирован полный пакет инвестиционного законодательства. Комментируя закон «О государственных гарантиях Волгоградской области», председатель комитета по экономической политике, промышленности, транспорту и связи В.В. Ефимов, отметил, что «этот правовой документ имеет большое практическое применение, так как представляет собой реальный инструмент привлечения средств в экономику Волгоградской области. Прежде всего, в недостаточно развитые отрасли, в частности, в агропромышленный комплекс. Приняв этот закон, мы заявили о готовности областной власти поддержать потенциального инвестора, решившего вложить деньги в развитие бизнеса, а, значит, и в развитие региона».

Принятые Думой законы обеспечили успешную работу администрации области в инвестиционной сфере. Реализация пакета инвестиционного законодательства позволила Волгоградской области повысить рейтинг инвестиционного климата и способствовала активизации инвестиционной деятельности предприятий, что, в свою очередь, оказало положительное влияние на рост налогового потенциала и стабилизацию социальной ситуации.

thumb 1094Также усилия депутатов областной Думы третьего созыва были сосредоточены и на решении проблем малого и среднего бизнеса, стимулировании местных товаропроизводителей, их поддержке на потребительском рынке. В этой связи подвергся необходимой корректировке закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области", проведен анализ реализации областной целевой программы государственной поддержки и развития предпринимательства в Волгоградской области на 2001-2005 годы. С учетом проведенного анализа в региональную программу на 2005-2010 годы были внесены соответствующие коррективы, определены направления помощи предприятиям малого и среднего бизнеса, уточнены приоритетные направления развития малых предприятий.
В 2008 году в окончательном чтении был принят Федеральный закон "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества». Инициатором принятия этого закона на федеральном уровне выступила Волгоградская областная Дума. «Прежний состав правительства трижды отклонял наш проект закона, называя его «не рыночным» - заметил в беседе с журналистами председатель комитета по развитию предпринимательства, туризма и потребительского рынка П.П Башелутсков, - В конечном итоге с помощью наших коллег - депутатов Государственной Думы из фракции «Единая Россия» - мы добились его принятия. Таким образом, от заверений о необходимости поддерживать малый и средний бизнес мы перешли к делу. Ведь все прекрасно понимают, что, выходя на аукцион, лишь крупные холдинги могут позволить себе одномоментно выкупить помещение стоимостью в несколько десятков миллионов рублей и заплатить за него сразу всю сумму. Малый бизнес, работающий в основном на сфере обслуживания, не имеет таких высоких оборотов и прибылей. И купить с аукциона недвижимость для него нереально. Принятый закон предоставляет малому и среднему бизнесу преимущественное право выкупа недвижимости – до тысячи квадратных метров - вне аукциона с рассрочкой платежа на 6 лет».

Основу формирования инновационной политики Волгоградской области составляет одобренный областной Думой закон «Об инновационной деятельности в Волгоградской области». Благодаря этому закону сделан следующий шаг в развитии инновационной деятельности ряда производств и малых предприятий Волгоградской области. Им, по словам председателя комитета по науке, образованию, культуре и общественным связям О.В. Иншкова «стало создание регионального венчурного фонда. Как известно, такие фонды создаются для рискового малого предпринимательства, связанного непосредственно с инновациями и внедрением новых интеллектуальных продуктов и технологий. Необходимость их очевидна: приступая к освоению новой технологии или выпуску новой продукции, предприниматель идет на большой риск, поскольку далеко не ясно, как пойдет дело, насколько успешно удастся внедрить новый продукт в производство, адаптировать его к требованиям рынка и, самое главное, каким будет потребительский спрос. Из регионального венчурного фонда будут выделяться средства на поддержку конкретных производств и малых предприятий, занятых инновационной работой предприятий».

thumb 31Социальные инициативы, провозглашенные Президентом и Правительством РФ в качестве новых приоритетов государственной политики, нашли полное понимание и поддержку в нашей области. С момента объявления о начале реализации приоритетных национальных проектов региональные парламентарии приняли свыше 100 законов и постановлений. В целом можно сказать, что законодательная база для успешной реализации национальных проектов в Волгоградской области сформирована.

Большое внимание депутаты уделяли законодательному обеспечению приоритетного национального проекта «Здоровье». Как и во всех российских регионах, наиболее острыми проблемами в Волгоградской области оставались низкий уровень рождаемости, высокая младенческая и детская смертность, серьезные отклонения в состоянии здоровья новорожденных. Для решения этих проблем региональные парламентарии утвердили областную целевую программу «Здоровое поколение» на 2007-2010 годы». Среди главных ее задач - сохранение, восстановление и укрепление здоровья женщин и их детей, развитие новых медицинских технологий в учреждениях родовспоможения, внедрение передовых технологий в практику детской отоларингологии и хирургии и многое другое. Серьёзное внимание уделено профилактике и диагностике пациентов, оснащению учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием.

thumb 776Разработан и принят еще один важный закон «Об областной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2007 - 2010 годы», куда вошли подпрограммы: "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Волгоградской области", "Вакцинопрофилактика", "Сахарный диабет", "Анти-ВИЧ/СПИД" и ряд других.

Реализация мероприятий, направленных на улучшение ситуации в медицине, принесла положительные результаты: стабильно уменьшается число детей-инвалидов; число родившихся в Волгоградской области в 1 полугодии 2008 г. увеличилось по сравнению с тем же периодом прошлого года почти на 7%, естественная убыль населения сократилась на 11,2%.

Приведены в соответствие с последними изменениями федерального законодательства областные законы «О противотуберкулезной помощи и предупреждении распространения туберкулеза в Волгоградской области» и «О предупреждении распространения в Волгоградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Одобрена Концепция формирования здорового образа жизни населения Волгоградской области, среди основных задач которой - координация различных сфер деятельности по пропаганде здорового образа жизни и обучение методам сохранения здоровья; разработка и внедрение практических мер по обеспечению здоровых условий учебы, труда и быта.

Не оставили без внимания депутаты и вопросы развития физкультуры и спорта. Законы «Об областной целевой программе «Развитие массовой физической культуры и государственная поддержка спорта в Волгоградской области на 2007-2010 годы» и «О физической культуре и спорте в Волгоградской области», создают правовые, организационные, социальные и экономические условия для развития массового спорта в регионе.

Важным этапом в системе развития и модернизации российского образования стал национальный проект «Образование», который был разработан с целью создания предпосылок для позитивных изменений в этой отрасли. В апреле 2006 года в Думе состоялся круглый стол по реализации национального проекта «Образование», участники которого отметили, что вопросы образования традиционно находятся в поле зрения депутатов областной Думы, в Волгоградской области законодательная база в сфере образования уже практически полностью сформирована.

thumb 26Наиболее значимыми законопроектами председатель комитета по науке, образованию, культуре и общественным связям О.В. Иншаков назвал законы о налоговых преференциях учреждениям образования, об областных премиях в сфере науки и техники, о персональных стипендиях молодым талантливым ученым, о государственных гарантиях молодым специалистам. «Вопрос теперь только в том, чтобы наши правильные, хорошие и нужные законы реализовывались и обеспечивались в бюджете рублем», - заметил О.В. Иншаков. Помимо уже названных была разработана новая редакция закона «Об образовании в Волгоградской области», где учтены последние изменения федерального законодательства и отражена специфика образовательных учреждений региона. В соответствии с принятым законом «О порядке определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ» школы перешли на новую систему оплаты труда педагогов, установлено нормативное финансирование учебного процесса. С января 2006 года размер субвенций муниципальным образованиям и городским округам на обеспечение учебного процесса определяется на основании нормативов финансирования образовательных учреждений. В целом для реализации национального проекта «Образование» депутатами областной Думы было принято свыше 20 законодательных актов.

Волгоградская область - крупный сельскохозяйственный регион, для которого национальный проект «Развитие АПК» имеет особое значение.

Вопросы поддержки и дальнейшего развития сельского хозяйства области всегда рассматривались депутатами Думы в числе приоритетных.

Так еще в 2005 году после продолжительных дебатов и споров на рабочих группах, на комитетах и на заседаниях Думы депутаты утвердили закон «О государственной поддержке агропромышленного производства в Волгоградской области». Представляя проект на второе чтение, председатель комитета по аграрной политике Е.Ф. Новиков, один из его разработчиков, подчеркнул: «Закон устанавливает основные положения и меры по оказанию помощи агропромышленному производству. В соответствии с выбранными приоритетами государственной политики в данной сфере в нем прописаны статьи, определяющие конкретные области действия закона, главные принципы поддержки АПК. При подготовке документа мы учли опыт регионов, уже имеющих аналогичные законы: проанализировали практику их применения в Белгородской области, Краснодарском крае, в республике Мордовия и на других территориях. Особое внимание - развитию социальной и инженерной инфраструктуры села, созданию генофонда сельхозкультур, развитию племенного животноводства».

Не остались без внимания законодателей вопросы кадров, оказания информационных и консалтинговых услуг. В статье, где говорится о мерах государственной помощи, предусматривается субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях, а также затрат на развитие племенного животноводства и элитного семеноводства. Государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется и в виде установления льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Правовой основой для реализации в области основных направлений приоритетного национального проекта стала областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области на 2007-2010 годы». В ее мероприятиях отражены все основные направления национального проекта «Развитие АПК». Это ускоренное развитие животноводства, развитие мелкотоварного производства продукции сельского хозяйства, совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса.

thumb 27Еще одной составляющей реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» стала принятая депутатами областная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Ее цель - развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сел, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности, а также повышение престижности проживания в районах Волгоградской области. В программу включены мероприятия по развитию жилищного строительства, сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи. Законодательством установлены дифференцированные налоговые ставки, а также налоговые льготы организациям, занимающимся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.

Получила правовое регулирование и близкая к сельскохозяйственным вопросам проблема рационального использования и воспроизводства лесов и объектов животного мира. Волгоградской областной Думой были приняты законы «Об использовании лесов на территории Волгоградской области», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Волгоградской области».

Согласно социологическим опросам подавляющее большинство российских граждан среди других жизненных приоритетов на первое место ставит улучшение жилищных условий. От этого в значительной степени зависят уровень социальной напряженности и политическая температура в обществе. Для законодательного обеспечения задач по существенному ускорению формирования рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам в соответствии с приоритетным национальным проектом, в 2007 году Волгоградской областной Думой принят закон «Об областной целевой программе «Жилище» на 2007-2010 гг.». В ее составе 7 подпрограмм, которые в настоящее время уже реализуются.

Законодательно урегулирован механизм отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов для участия в подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В 2007 году областная Дума приняла соответствующий закон, который сразу вступил в действие. В 2008 году по результатам конкурсного отбора субъектов РФ право на государственную поддержку в рамках подпрограммы получили 4 проекта, представленные Волгоградской областью.

thumb 29С 2008 года на территории региона действует закон «О жилищном фонде Волгоградской области», определяющий структуру существующего жилищного фонда, устанавливающий порядок предоставления гражданам жилых помещений жилищного фонда Волгоградской области и позволяющий в полной мере обеспечить на территории Волгоградской области реализацию гражданами жилищных прав.

Принят закон, позволяющий установить на территории Волгоградской области прозрачные процедуры и критерии, необходимые для принятия решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов, что способствует созданию наиболее благоприятных условий для нового жилищного строительства. Суть закона пояснил в одном из интервью председатель комитета по строительству, жилищно–коммунальной политике и дорожному комплексу. А.Н. Полицимако: «До сегодняшнего дня процесс перевода земли из одной категории в другую очень сложный и длительный по времени. Принимая новый областной закон, областные депутаты прописывают порядок урегулирования этих вопросов, упрощают процедуру включения – исключения земель в границах поселений. Тем самым, создаются благоприятные условия для нового жилищного строительства, прежде всего, индивидуального, в сельских районах нашей области.»

Большое внимание областными парламентариями уделялось газификации нашего региона, особенно вопросу выравнивания уровня газификации по территории области. Для решения этой задачи депутатами комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и строительству разработан ряд нормативно-правовых документов.

Помимо принятия новых нормативных правовых актов, призванных законодательно обеспечить еще не урегулированные правоотношения, депутатам третьего созыва приходилось вносить коррективы и совершенствовать уже существующее законодательство Волгоградской области, своевременно реагируя на изменяющиеся реалии нашей жизни и обеспечивая федеральные реформы. После вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе в РФ» региональные законодатели, по сути, сформировали новую законодательную базу области, регулирующую прохождение государственной службы. Был разработан целый пакет законов с новациями в этой сфере – рамочный закон «О государственной гражданской службе Волгоградской области», законы, определяющие новые квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы, порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Волгоградской области, утвержден новый реестр должностей государственной гражданской службы.

Свыше 30 областных законов подверглись корректировке в связи с новым Федеральным законом о разграничении полномочий. Серьезные изменения претерпела законодательная база области после вступления в силу законодательства о «монетизации льгот». Не оставили без внимания депутаты административное законодательство: совершенствовался закон Волгоградской области «Об административных комиссиях», разработан и принят закон «О Волгоградской областной административной комиссии». Подвергся корректировке и принятый шесть лет назад Кодекс Волгоградской области об административной ответственности: было решено отказаться от практики внесения поправок. В результате разработана новая редакция закона, где были систематизированы все его нормы и добавлен ряд новых положений. Комитет областной Думы по строительству, ЖКХ и дорожному комплексу совместно с администрацией области провел большую работу по созданию нового Градостроительного кодекса Волгоградской области. По инициативе депутата Е.М.Шустермана разработан новый закон «О сфере культуры и искусства». В соответствии с изменившимся федеральным законодательством приняты новые редакции законов «Об областном референдуме», «О бюджетном процессе в Волгоградской области».

thumb 23Важным направлением деятельности областной Думы являлся контроль за реализацией принятых законов. Проведение "круглых столов", депутатских слушаний, выездных заседаний комитетов, совещаний и консультаций, по вопросам, вызывающим большой общественный резонанс, позволили своевременно выявлять причины неисполнения областного законодательства, находить способы их эффективного устранения.

К середине 2006 года в области действовало порядка 70 программ. Однако анализ их эффективности показал, что часть из них не отвечала требованиям программно-целевого метода, во многих программах отсутствовали целевые индикаторы и количественные показатели экономической эффективности. А большая часть программ не исполнялась в связи с недостаточностью финансирования. После проведения совместно с контрольно-счетной палатой Волгоградской области экспертизы соответствующих нормативных правовых актов, депутаты приняли постановление «О перечне областных целевых программ, рекомендуемых Волгоградской областной Думой для включения в проект закона Волгоградской области «Об областном бюджете на 2007 год и последующие годы», где их количество было сокращено до 11. Теперь с уменьшением количества программ можно было сделать акцент на более тщательную предварительную проработку и, естественно, облегчался последующий контроль за их реализацией.

thumb 73Анализируя результаты исполнения областных целевых программ «Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области» и «Повышение безопасности дорожного движения в Волгоградской области», подготовка к рассмотрению которых осуществлялась комитетом по государственному строительству и местному самоуправлению, председатель комитета Л.В. Титов отметил, что программы «позволили значительно улучшить материально-техническую базу милиции и других органов правопорядка. Благодаря мероприятиям, проведенным в рамках реализации этих программ, значительно сократилось количество правонарушений. С уменьшением числа областных целевых программ появилась возможность наполнить их деньгами, сделать по-настоящему эффективными».

Волгоградская областная Дума третьего созыва продолжила работу по укреплению межпарламентских связей. Областной парламент осуществляет межпарламентское взаимодействие с другими субъектами Российской Федерации, входя в состав Южно-Российской Парламентской Ассоциации, а также в ассоциации «Большая Волга» и «Северный Кавказ». В 2005-2006 годах Волгоградская областная Дума в рамках Южно-Российской парламентской Ассоциации принимала у себя парламентариев из 13 законодательных собраний ЮФО. За это время проведено три Конференции и два Совета ЮРПА. В ходе конференций Южно-Российской Парламентской Ассоциации внесены изменения и дополнения в действующее федеральное законодательство по различным аспектам жизни общества, в том числе по вопросам государственного строительства, безопасности, природопользования, развития экономики и социальной защиты населения, а также выработана единая позиция по экономически важным проектам Южного Федерального округа.

thumb 75Продолжалась работа депутатов Волгоградской областной Думы в составе комитетов Южно-Российской Парламентской Ассоциации. В 2008 году депутат областной Думы В.А. Шестаков был в четвертый раз избран председателем комитета ЮРПА по межпарламентским и межнациональным связям. Под его руководством комитет разработал и рекомендовал к утверждению на заседаниях Конференции ЮРПА ряд значимых нормативных актов, в числе которых - Стратегия развития Юга России на период 2007-2010 гг.. Комитет ЮРПА по экономической политике и бюджетным вопросам, членом которого является депутат Волгоградской областной Думы Т.И. Цыбизова, дал высокую оценку законодательным инициативам волгоградских парламентариев из фракции «Единая Россия» по изменению федерального бюджетного и налогового законодательства.

Инициативы И.М.Гусевой, заместителя председателя комитета ЮРПА по науке, образованию, культуре и социальной политике, о включении детских садов, и учреждений дополнительного образования в приоритетный национальный проект «Развитие образования и создания в России «алиментного» фонда также получила одобрение профильного комитета.

thumb 83Доказала свою эффективность система взаимодействия Волгоградской областной Думы с депутатами Государственной Думы от Волгоградской области и членами Совета Федерации. Одной из форм взаимодействия является проведение регулярных встреч с целью выявления социальных, экономических и иных проблем Волгоградской области и Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы оказывали необходимую информационную, организационную помощь при реализации Волгоградской областной Думой права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Активное межпарламентское взаимодействие позволило совместными усилиями своевременно решать актуальные проблемы регионов. Так, в целях сохранения уникального природного парка Волго–Ахтубинской поймы в Волгоградской областной Думе состоялось межрегиональное совещание, в котором приняли участие законодатели Волгоградской, Астраханской областей и Республики Калмыкия, ученые, главы муниципальных образований, специалисты федеральных ведомств и служб трех российских регионов.
Итогом межрегионального совещания стали рекомендации, принятые «в целях восстановления водного баланса и сохранения биоресурсов Волго-Ахтубинской поймы». Спустя полгода была организована конференция с участием представителей этих регионов, на которой рассматривался ход выполнение принятых рекомендаций «О мерах по стабилизации экологической безопасности в Волго-Ахтубинской пойме».

thumb 24Кроме этого, налаженные связи дали Волгоградской областной Думе возможность аккумулировать положительный опыт законодательных органов других субъектов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.

В целом, подводя итог деятельности Волгоградской областной Думы третьего созыва, ее председатель и руководитель регионального отделения партии «Единая Россия» В.В. Лихачев отметил: «С самого начала приоритетным для нас было решение социальных проблем. В этом направлении мы работали все эти годы. В некоторых вопросах мы были первыми в Российской Федерации. Например, закон о патронатном воспитании, закон об увеличении родовых пособий, закон об увеличении денежного содержания матерей-одиночек. Был принят закон о ветеранах Волгоградской области, и он эффективно работает. Мы начали работать над Социальным кодексом Волгоградской области. Эта работа очень объемная, интересная, и необходимая для населения. Самое главное, подчеркнул Виталий Лихачев, уметь не только правильно расставлять приоритеты, но и быстро перестраиваться, если того требуют обстоятельства и продолжать активно работать в том направлении, которое принесет набольшую пользу людям: «Первого марта 2009 года состоятся выборы в областную Думу четвертого созыва. Хочется верить, что на смену нынешнему депутатскому корпусу придет такая же профессиональная команда, которая, принимая законы, всегда будет помнить о тех, для кого это делается, и понимать, что интересы избирателей – превыше всего. Первые законодатели поступали именно так. Эти традиции нам и нужно продолжать».

thumb 997

 

Депутаты Волгоградской областной Думы третьего созыва 2003-2009 гг.


Бакулин Анатолий Васильевич

Башелутсков Павел Петрович

Белоусов Василий Николаевич

Болотин Олег Георгиевич

Волков Николай Валентинович

Гребенников Роман Георгиевич
Головачева Тамара Петровна

Голубятников Евгений Львович

Гузев Михаил Михайлович

Гусева Ирина Михайловна

Дудин Петр Петрович

Ефимов Владимир Вячеславович

Иншаков Олег Васильевич

Керсанов Олег Владимирович
Козицкий Георгий Леонидович

Кузнецов Олег Иванович

Курбатов Николай Васильевич

Латышевская Наталья Ивановна

Лихачев Виталий Викторович

Лобойко Владимир Филиппович

Мельников Владимир Николаевич

Набиев Гасан Гилалович

Новиков Евгений Федорович

Овчинцев Владимир Петрович

Полицимако Ангар Николаевич

Попков Андрей Александрович

Попов Владимир Георгиевич

Поснова Галина Николаевна

Потапов Александр Геннадьевич

Сафонов Станислав Семенович
Салина Нина Аксентьевна

Сорокин Евгений Васильевич

Сукиасян Михаил Артемович

Титов Леонид Александрович

Фоменко Александр Петрович

Цыбизова Татьяна Игоревна

Чувальский Николай Николаевич

Шарифов Руслан Вагитович

Шестаков Виталий Анатольевич

Шульпеков Владимир Иванович
Шумилин Вадим Михайлович

Шустерман Ефим Михайлович



 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru