Волгоградская областная Дума
Главная О Думе
История Волгоградской областной Думы - Волгоградская областная Дума первого и второго ротационных созывов 1997-2003 гг. Печать
Индекс материала
История Волгоградской областной Думы
Волгоградская областная Дума первого созыва (1993-1998 гг.)
Волгоградская областная Дума первого и второго ротационных созывов 1997-2003 гг.
Волгоградская областная Дума третьего созыва 2003-2009 гг.
Волгоградская областная Дума четвертого созыва 2009-2014 гг.
Волгоградская областная Дума пятого созыва 2014-2019 гг.
Все страницы

Волгоградская областная Дума первого и второго ротационных созывов 1997-2003 гг.

thumb 01530 марта 1997 года состоялись первые ротационные выборы. Были избраны 16 депутатов областной Думы, срок полномочий которых истекал через четыре года. В течение этого срока планировалось провести вторые ротационные выборы 16-ти депутатов по той же системе, что и первые, после чего прекратить полномочия ранее избранных депутатов и оставить в составе Думы 32 человека.

После проведения первых ротационных выборов в областной Думе окончательно сформировались 4 депутатские группы. Самой многочисленной стала фракция КПРФ (12 депутатов, координатор – В.И. Приписнов). Вновь сформировавшаяся фракция Волгоградского отделения общественно-политического движения «Наш Дом Россия» состояла из 4 депутатов (координатор Л.В. Семергей). Фракция аграриев насчитывала 10 человек (координатор – И.В.Петров). Профессионалы в аграрной сфере вошли во вновь сформированный комитет по аграрной политике, остальную часть фракции представляли действующие или бывшие главы районных администраций, которые разделяли программу Аграрной партии РФ. Еще одна депутатская группа состояла из 4 человек и назвалась «Правда» (координатор А.И. Егин). По своим программным принципам она была близка к фракции «Наш Дом Россия».

thumb 55В апреле депутаты уже в количестве 48 человек начали обсуждать законопроект «О порядке приема и утилизации лома и отходов цветных металлов». «Как заявляли депутаты, «положение становится нетерпимым: с начала 1997 года совершено 400 краж в общей сложности 40 тонн цветных металлов. Растаскивается уникальное оборудование, стоимость которого в десятки раз превышает цену лома, создаются аварийные ситуации из-за порчи приборов. В то же время сбыть краденное можно быстро и без всяких проблем. Будем надеяться, что с принятием закона расхитителей поубавится» - писала «Волгоградская правда».

Обозреватель газеты Н. Селезнева так описывала работу Думы в этот период: «Депутаты областной думы продолжали работать над сколь нужными, столь и сложными законопроектами». Среди них закон «О налоговой системе на территории Волгоградской области», который обсуждался четыре раза и в ходе обсуждения претерпел значительные изменения. Как пояснил депутат Александр Морозов, документ сокращен в два раза, четче прописано понятие налоговых льгот, поскольку из-за этого область теряет трансферты из федеральной казны, учтено принятие Госдумой отдельного пакета наиболее значимых законов, предваряющих голосование по Налоговому кодексу.

Первые законодательные детища родились у «нового» депутата Александра Голованчикова: «Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы» и «Об экологической безопасности на территории Волгоградской области». Оба они способствуют формированию эколого-правовой базы в плане охраны окружающей среды, рационального природопользования и предотвращения экологически вредного воздействия на человека и среду его обитания».

thumb 473 декабря стало последним заседанием «большой Думы» (в составе 48 депутатов). Через 10 дней в результате проведения вторых ротационных выборов 32 депутата первого созыва покинули места в Думе. Как пишет «Волгоградская правда», «на последнем заседании председатель областного законодательного органа Леонид Семергей сказал на прощание, что «работа в Думе – отличная школа жизни и профессионального опыта». Последнее заседание «большой думы» прошло продуктивно. В окончательном чтении были приняты законы «О продовольственном фонде Волгоградской области», «О налоге с продаж», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

13 декабря 1998 года состояли вторые ротационные выборы. После августовского дефолта они проходили в атмосфере глубокого разочарования избирателей в «демократической» финансово-экономической политике, что и отразилось на результатах выборов. В одиннадцати избирательных округах одержали победу кандидаты, выдвинутые по списку избирательного объединения КПРФ, в одном округе – кандидат избирательного блока «Волгоград – Русский собор», в четырех избирательных округах – кандидаты, выдвинутые избирателями (руководители предприятий и хозяйственных объединений).

После вторых ротационных выборов в областную Думу фракция КПРФ стала насчитывать 23 депутата из 32. Председателем Думы был избран В.И. Приписнов.
Откликаясь на просьбы избирателей, принятыми постановлениями, обращениями, заявлениями, народные избранники реагировали на важнейшие события и положение дел не только в области, но и в России. Законодатели активно заявляли на федеральном уровне о своей позиции в связи с глубокой перестройкой социально-экономических отношений, происходящих в обществе.

thumb 65В интервью Р.Г.Гребенников, депутат областной Думы в 1998-2006 гг., оценивая деятельность областной Думы 1 и 2 ротационного созывов, отмечал: «Времена тогда были тяжелыми: людям месяцами не выплачивали заработную плату, задерживали пособия ветеранам. Социальную защиту в муниципалитетах ликвидировали и передали в полномочия субъектов РФ. Наши обращения, в основном, носили ситуационный характер и отражали настроение общества, и, в первую очередь, наших избирателей. От Федеральных властей мы требовали перемен. Уже тогда настаивали на том, чтобы монополизировать рынок алкогольной продукции, черных и цветных металлов. В конце концов, на федеральном уровне нас услышали. К этому пришли, но гораздо позже».

Несмотря на обилие политических заявлений, деятельность областной Думы второго созыва была очень продуктивной. Для парламентариев второго созыва приоритетными стали вопросы создания и упрочения промышленного потенциала области, эффективного управления государственной собственностью, задачи социальной поддержки населения. В этот период были приняты базовые законы и нормативные правовые акты, которые системно охватывали все основные сферы жизнедеятельности Волгоградской области и были направлены на социально-экономическое развитие области и обеспечение стабильности в нашем регионе.

Так, результатом взаимодействия законодательной и исполнительной власти стала «Программа социально-экономического развития области на 2001 – 2005 годы», в которую вошли приоритетные мероприятия по подъему экономики региона. Был принят закон о градообразующих организациях, предусматривающий меры государственной поддержки социально значимых предприятий.

thumb 56Депутатами был законодательно определен порядок управления и распоряжения государственной собственностью. К новациям можно отнести и закон о бюджете фонда развития Волгоградской области, за счет средств которого предполагалось не только предоставлять гарантии по кредитам, но и осуществлять прямые инвестиции на развитие хозяйствующих субъектов на условиях возвратности, платности, срочности. Базовый закон «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области» определил правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области. Создание механизма осуществления региональной политики в сфере промышленной деятельности, обеспечил закон «О региональной промышленной политике и промышленной деятельности на территории Волгоградской области». Закон «О дополнительной государственной поддержке роста объемов производства» был принят в целях насыщения внутреннего рынка и повышения экспортного потенциала региона.

Дальнейшее развитие получило финансово-бюджетное и налоговое законодательство. Межбюджетные отношения, возникающие между органами государственной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления были законодательно урегулированы с принятием в 2002 году соответствующего областного закона.
Вопросы поиска резервов пополнения доходной части бюджета продолжали оставаться в центре внимания депутатов. Были приняты законы, устанавливающие различные виды налогообложения: «О ставках налога на прибыль организаций», «О ставках налогов, поступающих в дорожные фонды», «О налоге на игорный бизнес», «О налоге с продаж», «О ставках земельного налога».

В 1997-2003 годах депутаты продолжили работу над совершенствованием государственной и муниципальной службы – был утвержден реестр муниципальных должностей Волгоградской области, квалификационные требования к муниципальным должностям муниципальной службы, приняты законы «О государственных должностях Волгоградской области», «О порядке и условиях проведения аттестации государственного служащего государственной службы Волгоградской области».

Впервые были приняты своды законодательных актов – Градостроительный кодекс и Кодекс об административной ответственности.

thumb 58Большое значение парламентарии уделяли формированию законодательной базы сельскохозяйственного производства. В конце 1997 г в связи с важностью проблем агропромышленного комплекса был образован комитет областной Думы по аграрной политике, который возглавил авторитетный специалист, председатель колхоза им. Коминтерна Еланского района П.П.Чумаков.

По инициативе депутатов комитета был принят закон о проведении экономического эксперимента, в ходе которого предусматривалось взимание единого налога с крестьянских хозяйств Волгоградской области. Цель эксперимента - создать эффективный механизм стимулирования сельскохозяйственной деятельности. Для стабилизации и развития агропромышленного производства в Волгоградской области соответствующим законом устанавливались меры государственного регулирования, включающие в себя льготное кредитование, налогообложение, предоставление бюджетных ссуд, дотаций и субсидий, оказание лизинговых услуг.

Депутаты Волгоградской областной Думы второго созыва заложили основы земельного законодательства. Впервые был законодательно установлен порядок пользования земельными участками на правах аренды. Большое значение имел закон «Об использовании невостребованных земельных долей в области». В соответствии с ним регламентировалась законодательная процедура в случаях, когда в течение длительного времени земельные паи не оформлялись в собственность теми, кому положено их иметь.

thumb 51В связи с принятием в 2001 году нового Земельного кодекса РФ депутаты комитета по аграрной политике и природопользованию провели большую работу по формированию нового земельного законодательства Волгоградской области. Наиболее значимыми законами, разработанными комитетом в этот период стали «Об установлении публичных сервитутов земельных участков на территории Волгоградской области», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области», «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Волгоградской области», «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно».

Целый ряд законов и целевых программ, принятых в это время, призван стимулировать природоохранную деятельность. Помимо уже упомянутых законов «Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы» и «Об экологической безопасности на территории Волгоградской области» особое внимание депутаты комитета по аграрной политике и природопользованию уделили вопросу создания на территории области природных парков и особо охраняемых природных территорий.

Продолжалась работа над совершенствованием социального законодательства. Областным паламентариям принадлежит идея подготовки законов «О государственной адресной социальной помощи жителям Волгоградской области», «О работниках социальных служб Волгоградской области», «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области», «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи», «О государственной молодежной политике в Волгоградской области», «О поддержке органами государственной власти и местного самоуправления молодых семей в улучшении жилищных условий» и других. В это же время был принят базовый закон «Об охране здоровья граждан».

thumb 203В 2001 году принят закон «О развитии ипотечного кредитования в Волгоградской области». Закон предусматривал предоставление долгосрочных ипотечных кредитов на срок от 3 до 15 лет. Согласно закону, размер кредита должен составлять не более 70% рыночной стоимости приобретаемого жилья. При этом предполагалось, что величина платежа по кредиту не должна превышать 30% совокупного семейного дохода заемщика за соответствующий расчетный период.

В этот период приняты законы, регулирующие оплату труда, устанавливающие размер потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения Волгоградской области.

Приступая к работе над законом «О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области» в 2000 году депутаты опубликовали в «Волгоградской правде» обращение к жителям региона, в котором говорилось «Впереди предстоит большая работа над этим документом. Депутаты заранее признательны всем, кто примет в ней участие и пришлет в областную Думу свои предложения». После широкого обсуждения в средствах массовой информации, законопроект активно дорабатывался на рабочих группах и в комитетах областной Думы. Депутаты постарались максимально учесть поступившие в ходе обсуждения документа поправки. Результатом проведенной работы стало принятие закона, в котором максимально были учтены предложения, поступившие от граждан, общественных организаций и профсоюзов.

thumb 49Еще один важный аспект законотворческой работы депутатов областной Думы - укрепление законности и правопорядка и обеспечение безопасности на территории Волгоградской области. Это направление деятельности курировали депутаты комитета: по законности и безопасности под председательством В.С. Комиссарова. Комитет разработал обобщенную «Концепцию безопасности Волгоградской области», а в ее развитие - концепцию экономической и энергетической безопасности Волгоградской области, законы по обеспечению безопасности в различных сферах жизнедеятельности региона.

Волгоградская область стала одним из первых субъектов Российской Федерации, где начал действовать региональный закон о борьбе с коррупцией. В Законе «О борьбе с коррупцией на территории Волгоградской области» были предложены меры профилактики и борьбы с должностным преступлениями.
Фото 61 О результатах конкурса на разработку герба и флага докладывает председатель комитета по социальной политике А.С.Шевченко

26 августа 1999 года постановлением Волгоградской областной Думы был объявлен повторный конкурс на разработку герба и флага Волгоградской области. В конкурсе победил проект Ю.М. Курасова и А.В. Швеца. Обсуждение проекта региональной символики в областной Думе проходило в спорах и затянулось надолго. По этому поводу «Волгоградская правда» писала: «22 июня область обзавелась такими атрибутами государственности как герб и флаг. Однако принятие этого решения, возможно, повлечет за собой массу последствий. Дело в том, что депутат А.С. Шевченко предложил изобразить на флаге, представляющем алое полотнище с белой фигурой Родины-Матери и двумя синими полосами, символизирующими Волгу и Дон, еще и серп, молот и пятиконечную звезду...В. П. Андропов тоже выступил за серп и молот как символику, понятную массам». Однако в результате обсуждений возобладало иное мнение, и в итоге Волгоградская областная Дума приняла Закон, устанавливающий официальную символику Волгоградской области в соответствии с проектом, победившим на конкурсе.

thumb 45thumb 46По инициативе председателя комитета по организации государственной власти и местного самоуправления П.П.Дудина в 2002 году были разработаны законы о наказах избирателей к депутатам Волгоградской областной Думы, главе администрации Волгоградской области, определены общие принципы организации работы с наказами избирателей депутатам представительного органа местного самоуправления и выборному главе администрации муниципального образования. Наказы стали одной из форм реального участия граждан в решении конкретных социально-экономических проблем местного значения. Благодаря закону «О наказах и обращениях избирателей к депутатам Волгоградской областной Думы и главе администрации Волгоградской области» появилась возможность ежегодно оказывать целенаправленную помощь избирателям, по обращениям, имеющим важное общественное значение, или носящим неотложный характер.

thumb 201В мае 2001 года областная Дума вошла в состав вновь образованной Южно-российской парламентской ассоциации, основными задачами которой стали укрепление межпарламентского взаимодействия, выработка согласованного подхода к проведению политических, экономических и социальных реформ. В состав ее постоянных комитетов были делегированы депутаты В.С. Комиссаров, Г.Н.Поснова, В.Ф.Лобойко, П.И. Некрытый, А.А. Попков. На заседаниях комитетов и на конференциях в этот период парламентарии рассматривали наиболее актуальные вопросы, связанные с важнейшими политико-экономическими процессами, имеющими решающее значение для развития регионов Юга России.
В период работы Волгоградской областной Думы второго созыва в законотворческий процесс были широко вовлечены руководители органов местного самоуправления, специалисты различных отраслей хозяйства и социальной сферы, представителей науки, культуры, предпринимательских и финансовых структур, общественности. При областной Думе создавались совещательные органы, призванные обеспечить тесное, без посредников, взаимодействие депутатов и правоприменителей: совет руководителей представительных органов местного самоуправления, региональный экологический совет, а также совет по культуре и искусству, консультативно-экспертный совет по малому предпринимательству и другие.

Основной задачей Совета руководителей представительных органов местного самоуправления при Волгоградской областной Думе, образованного в начале 2002 года, являлось повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области. В ходе работы Совета открыто обсуждались проблемы экономического и социально-культурного развития региона, разрабатывались рекомендации по их решению. На заседаниях Совета рассматривались вопросы, затрагивающие наиболее актуальные темы: земельная реформа, вопросы пополнения доходной части бюджетов муниципальных образований, изменения налогового законодательства.

Чтобы отвечать на вопросы, возникающие у коллег из местных представительных органов власти, депутаты областной Думы ввели практику регулярно проводить выездные семинары-совещания в районы области, организовав своего рода «учебу». Для участия в зональных семинарах помимо депутатов областной Думы привлекались специалисты из комитетов областной администрации, контрольно-счетной палаты, территориальных федеральных органов государственной власти. Во время семинаров-совещаний оказывалась консультационная и юридическая помощь, рассматривались вопросы, возникающие в ходе нормотворческой работы, давались практические рекомендации по организации местного самоуправления и прохождению муниципальной службы. Большой интерес вызывали занятия в тематических секциях. – земельной, бюджетной, социальной, по вопросам муниципальной службы.

thumb 202В состав созданного при Думе регионального экологического Совета вошли представители практически всех известных областных экологических организаций. Это способствовало появлению качественно проработанных законов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Совет по культуре и искусству, представлявший творческую интеллигенцию области, информировал Волгоградскую областную Думу, органы государственной власти и местного самоуправления о событиях и процессах, происходящих в культуре. Деятельность Совета была направлена на реализацию областной целевой программы сохранения и развития культуры и искусства, выработку предложений по поправкам к региональным законам и нормативно-правовым актам Волгоградской области, а также создание правовых, организационных и экономических условий для стабильного и эффективного функционирования учреждений культуры и искусства. Предложения членов совета нашли отражение в региональном законодательстве, регулирующем вопросы культуры и искусства.

В январе 2001 года прошла дискуссия о целесообразности сохранения ротационного принципа формирования Думы. Выяснилось, что отрицательного в такой практике гораздо больше, чем положительного. В результате, было принято решение об отмене ротационного принципа формирования областной Думы.

В марте 2001 года истёк четырёхлетний срок пребывания в должности депутатов областной Думы, избранных во время первых ротационных выборов. Сложил свои полномочия В.И. Приписнов, председателем областной Думы был избран Р.Г. Гребенников.

thumb 48В этот период в областной Думе продолжили работу 16 депутатов, избранных во время вторых ротационных выборов. Причем несмотря на то, что количество депутатов сократилось вдвое это нисколько не отразилось на законодательном процессе. Об этом говорят как количественные характеристики – в этот период было принято 370 законов и свыше 1500 постановлений, так и качественные – рассмотрение таких значимых законов как «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «Об инвестиционной деятельности», «О финансовом контроле на территории Волгоградской области» и многих других относится как раз к этому периоду деятельности областной Думы.

Областной Думой второго созыва был изменен механизм выборов депутатов областной Думы. В новом законе "О выборах депутатов Волгоградской областной Думы" помимо избрания по мажоритарной системе, впервые был прописан механизм избрания по партийным спискам. В составе 16 депутатов Волгоградская областная дума работала вплоть до новых выборов, которые состоялись 7 декабря 2003 года.

thumb 53Подводя итог деятельности депутатов Думы второго созыва, необходимо отметить, что они выполнили стоящую перед ними задачу. В этот период Думой были приняты базовые законы и нормативные правовые акты, которые системно охватывали все основные сферы жизнедеятельности Волгоградской области и обеспечили стабильное и поступательное развитие нашего региона. Законодатели усилили свое влияние в средствах массовой информации, благодаря чему деятельность Волгоградской областной Думы стала более открытой и прозрачной.

 

 Депутаты Волгоградской областной Думы первого и второго ротационных созывов 1997-2003 гг.

Первый ротационный созыв 1997-2001 гг.

Горнякова Тамара Георгиевна
Чумаков Павел Павлович
Сазонов Дмитрий Васильевич
Сизоненко Анатолий Степанович
Ермаков Анатолий Павлович
Лагутин Геннадий Григорьевич
Дружинин Александр Алексеевич
Соколов Сергей Николаевич
Сорокин Анатолий Владимирович
Шевченко Александр Сергеевич
Пчелинцева Галина Михайловна
Сербанюк Александр Сергеевич
Горишнева Таисия Павловна
Голованчиков Александр Борисович
Приписнов Виктор Иванович
Ходырев Анатолий Александрович

 

Второй ротационный созыв 1998-2003 гг.

Агапцов Сергей Анатольевич
Алешин Алексей Евгеньевич
Андропов Владимир Павлович
Бакулин Анатолий Васильевич
Болотин Олег Георгиевич
Гребенников Роман Георгиевич
Дудин Петр Петрович
Жирков Валерий Сергеевич
Зинченко Вячеслав Михайлович
Комиссаров Вячеслав Сергеевич
Кузнецов Олег Иванович
Лобойко Владимир Филлипович
Некрытый Петр Иванович
Попков Андрей Александрович
Поснова Галина Николаевна
Садыков Виталий Витальевич
Сокиркин Анатолий Андреевич
Сорокин Евгений Васильевич
Шараськин Валентин Николаевич



 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru