Практика осуществления муниципальных заимствований Печать
02.11.2010 10:57

Институт муниципальных заимствований как система отношений, возникающих в связи с аккумулированием муни­ципальными образованиями временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, представляет со­бой важнейший инструмент для ликвидации бюджетного дефицита, достижения баланса доходов и расходов бюджета в целом, а также для привлечения инвестиционных ресурсов.

Проблема правового регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных заимствований является сегодня одной из наиболее актуальных в системе финансового права Российской Федерации. С учетом того, что система правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере, развивается медленно, российское законодательство еще сохраняет ряд недостатков, присущих прежней системе правового регулирования: пробелы и неразрешенность отдельных правовых аспектов, а в ряде случаев противоречивость правовых определений и норм. По-прежнему отсутствуют четкие и ясные принципы государственной политики и ме­ханизмы ее реализации в сфере государственных и муниципальных заимствований. Неопределенность механизмов действия норм федерального законодательства в сфе­ре заимствований негативно влияет на развитие данного института в регионах. В силу этого правоотношения в сфере заимствований должны стать объектом компетент­ного научного исследования и правового регулирования, прежде всего на федераль­ном уровне.

Принятие субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельных нормативных правовых актов в сфере заимствований часто приводит к возникнове­нию правовых коллизий между федеральным, региональным и местным законода­тельством. Вместе с тем возросшая за последние годы экономическая роль заим­ствований субъектов РФ и муниципальных образований как отражение тенденции перераспределения финансовой ответственности за реализацию государственных инвестиционных проектов от центра к регионам, с одной стороны, и возросших со­циальных требований населения к региональной власти и органам местного само­управления, с другой, требует сегодня ясного и четкого нормативного правового регулирования.

Государственное заимствование субъекта РФ с экономической точки зрения -это кредитное отношение, опосредующее возвратное движение стоимости в денежной форме, в котором данный субъект выступает в качестве должника, а с правовой точки зрения - это договор займа, в котором данный субъект выступает в качестве заемщика.

Под муниципальными заимствованиями в соответствии с Бюджетным кодек­сом РФ (далее - БК РФ) понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привле­каемые в соответствии с положениями БК РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муници­пального образования в соответствии с БК РФ и уставом муниципального об­разования принадлежит местной администрации.

Муниципальные образования вправе осуществлять заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, предоставлять Российской Федерации гарантии в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). При этом указанные заимствования и предоставление гарантий не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга муниципального образования.

В соответствии с БК РФ предельный объем муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в этом же году на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств бюджета.

Органы местного самоуправления в соответствии с БК РФ, федеральными за­конами от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации'; от 29.07.1998 № 136-ФЗ "Об особенностях эмис­сии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг' уставом муни­ципального образования должны разработать положение"О порядке муниципальных заимствований". Этот документ регулирует отношения, возникающие при осущест­влении администрацией города муниципальных заимствований, и определяет по­рядок и формы привлечения заемных средств, полномочия администрации при осу­ществлении муниципальных заимствований.

Неопределенность механизмов действия норм федерального законодательства в сфере заимствова­ний негативно влияет на развитие данного института.

Муниципальные внутренние заимствования

Муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финанси­рования дефицитов бюджетов, а также для погашения долговых обязательств в соот­ветствии с программой муниципальных внутренних заимствований, которая пред­ставляет собой перечень внутренних заимствований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета города и погашение муниципальных долговых обязательств, и утверждается в виде приложения к решению о бюджете на очередной финансо­вый год.

Решение об осуществлении муниципальных внутренних заимствований и выдаче муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения займов принимается главой муниципального образования в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления о бюджете. Осуществление муниципальных внутренних заимствований допускается только в случае утверждения решением о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год сле­дующих параметров: в привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета муни­ципального образования для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга; в предельный размер муниципального долга, не превышающий объем доходов бюджета муниципального образования без финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; в расходы на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, утвержденный решением представительного органа о бюджете муниципально­го образования, не должен превышать 15% объема расходов бюджета. Контроль за соблюдением указанных ограничений при осуществлении муници­пальных внутренних заимствований осуществляется финансовым управлением ад­министрации муниципального образования.

Привлечение займов путем выпуска муниципальных ценных бумаг

Муниципальными ценными бумагами являются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования. Эмитентом* муниципальных ценных бумаг вы­ступает местная администрация. Привлечение займов путем выпуска муниципальных ценных бумаг осуществляется в соответствии с решением о бюджете муниципально­го образования, а также программой муниципальных внутренних заимствований. Направление использования денежных средств, привлекаемых в результате разме­щения муниципальных ценных бумаг, утверждается решением представительного органа местного самоуправления о бюджете.


Пример

Сейчас для местных властей зачастую единственным источником долгового финансиро­вания являются кредиты местных банков, имеющих ограниченную по объемам и дорогую ресурсную базу. В то же время в России уже сформировался достаточно емкий рынок пуб­личного долгового финансирования, представленный субфедеральными и муниципаль­ными облигациями России, общий объем которого приближается к 380 млрд руб. До сих пор размещение на фондовом рынке облигаций российских муниципальных образований носит единичный характер: это облигации Барнаула, Брянска, Волгограда, Казани, Ново­сибирска, Красноярска, Перми, Томска, Уфы, а также Клинского, Ногинского и Одинцов­ского районов Московской области. Общий объем этих долговых обязательств составля­ет около 10 млрд руб.


Эмитент - орган исполнительной власти, местного самоуправления или юридическое лицо, которому в установленном порядке, на определенных условиях предоставлено право эмиссии (выпуска в об­ращение) денег, облигаций, акций и других ценных бумаг и документов, включая кредитные (пласти­ковые) карточки, дорожные чеки. Эмитент несет от своего имени обязательства перед инвесторами ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой. Выпуск в обращение наличных денег в Российской Федерации разрешен исключительно Центральному банку РФ.

Генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг, которые утверждаются муниципальным правовым актом местной администра­ции, должны включать указания:

  • на вид ценных бумаг;
  • форму выпуска ценных бумаг;
  • срочность данного вида ценных бумаг (кратко-, средне-, долгосрочные); в валюту обязательств;
  • особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;
  • в ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также ограничения круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

В соответствии с генеральными условиями эмитент принимает муниципальный правовой акт, содержащий условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг, включающие следующие указания:

  • вид ценных бумаг;
  • минимальный и максимальный сроки обращения данного вида муниципальных ценных бумаг. Отдельные выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки об­ращения;
  • номинальная стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска муници­пальных ценных бумаг; в порядок размещения муниципальных ценных бумаг; в порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами; в размер дохода или порядок его расчета;
  • иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по муниципальным ценным бумагам. Муниципальный правовой акт, содержащий условия эмиссии муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в уполномоченном федераль­ном органе исполнительной власти. Эмитент муниципальных ценных бумаг прини­мает муниципальный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии муници­пальных ценных бумаг.

Администрация муниципального образования в лице финансового управления осуществляет учет и регистрацию муниципальных заимствований, ведет муници­пальную долговую книгу.

Заимствования муниципальными образованиями у Российской Федера­ции в иностранной валюте и предостав­ление Российской Феде­рацией гарантий в иностранной валюте не являются внешними заимство­ваниями и не приво­дят к образованию внешнего долга муниципального образования.

Пути совершенствования муниципальных заимствований

Сегодня города и регионы вынуждены расходовать колоссальные средства на обновление объектов муниципальной инженерной и социальной инфраструкту­ры. Большинство их построено в 1970-1980-х гг., постепенно приходит в упадок, что влияет на качество предоставления услуг. Только в сфере ЖКХ инвестиционные по­требности российских муниципалитетов составляют сотни миллиардов рублей. По­скольку доля участия частных операторов в этой отрасли пока незначительна, муни­ципальные образования вынуждены самостоятельно заниматься строительством и обновлением инфраструктурных объектов. Аналогичная ситуация наблюдается в дорожном хозяйстве, сфере образования, культуры, здравоохранения. Темпы ста­рения основных фондов все еще опережают темп их обновления.

За рубежом ежегодные заимствования муниципалитетов достигают 15-20% до­ходов бюджета. Учитывая большой объем инвестиционных потребностей в России, логично предположить, что российский рынок заимствований муниципальных и ре­гиональных органов власти переживает бум. Однако это не так. Развитие института государственных и муниципальных заимствований тормозится по следующим причинам:

  • низкая предпринимательская активность кредитных организаций, уже работаю­щих на финансовом рынке. Именно активное предложение со стороны банков в конечном счете будет стимулировать спрос со стороны администраций;
  • в администрациях городов и регионов почти не отслеживают тенденции финан­сового рынка. Управление заимствованиями и инвестициями не рассматрива­ется в качестве единой системы;
  • в большинстве администраций качество управления финансами не всегда соот­ветствует требованиям лучшей практики. В первую очередь это касается управ­ления долгом, среднесрочного финансового планирования, управления инфра­структурными инвестиционными проектами;
  • государство проводит бюджетную политику, которая в недостаточной степени отвечает потребностям муниципальных образований. В связи с этим их фи­нансовое положение нестабильно и значительно различается в разных ре­гионах.

Для привлечения муниципального займа необходимы три основных ус­ловия:

  • наличие и качество среднесрочного финансового плана. Для того чтобы разра­ботать график погашения средне- и долгосрочных заимствований, нужно спрог­нозировать доходы и расходы местного бюджета на среднесрочный период. Качественно выполнить этот прогноз возможно, имея перспективный финансо­вый план. Как показывает практика, такой план, отражающий возможность му­ниципалитета составить обоснованный график погашения принятых долговых обязательств, в муниципальных образованиях либо отсутствует, либо составля­ется по упрощенной схеме (с использованием только одного показателя про­гноза социально-экономического развития - индекса потребительских цен). Отсутствие перспективного финансового плана можно считать противопоказа­нием для выпуска муниципального займа;
  • наличие и качество адресной инвестиционной программы (адресной програм­мы капитальных вложений). Отсутствие перечня проектов для финансирования означает, что либо цели использования заемных средств не определены, либо за счет заемных средств будут финансироваться текущие расходы. И то и другое крайне нежелательно;
  • соблюдение ограничений, установленных БК РФ для привлечения муниципаль­ного займа. Данные ограничения по степени важности можно распределить в следующем порядке:

- расходы муниципального бюджета на обслуживание долга не должны превы­шать 15% суммы доходов без учета финансовой помощи;

- дефицит муниципального бюджета должен составлять не более 10% суммы доходов без учета финансовой помощи;

- объем муниципального долга не должен превышать объема доходов муници­пального бюджета;

- текущие расходы муниципального бюджета не могут быть больше объема доходов бюджета.

Исходя из этих ограничений, сегодня не следует рекомендовать большин­ству муниципальных образований привлекать займы (за исключением крат­косрочных заимствований на покрытие кассовых разрывов).

В то же время для развития института заимствований муниципалитетам следует внедрить или повысить качество среднесрочного финансового планирования, а так­же разработать муниципальные инвестиционные программы. Выбирая форму за­имствований, необходимо учесть, что ведущие генеральные агенты вряд ли захотят работать с облигационными выпусками объемом менее 50 млн руб. Следовательно, многим муниципальным образованиям целесообразнее ориентироваться на при­влечение банковских кредитов.


К сведению

В Финляндии каждый муниципалитет самостоятельно определяет уровень заимствований и выбирает их источник путем конкурентного отбора среди финансовых институтов. За всю историю независимой Финляндии не было ни одного случая дефолта муниципалитетов по своим долгам. Финское агентство муниципальных заимствований существует в форме бесприбыльной кредитной организации, целью которой является обеспечение дешевого стабильного финансирования своих членов через размещение облигационных займов на внутреннем и внешних финансовых рынках, а также предоставление им банковских услуг. Оно активно управляет свободными денежными средствами муниципалитетов на финан­совых рынках и взимает за это соответствующие комиссии.


Формирование отношений заимст­вований на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, их пра­вовое регулирование и организационное обеспечение находят­ся в начальной стадии.

Все это свидетельствует о том, что в отличие от зарубежных стран в настоящее время в России муниципальные заимствования распространены недостаточно. Фор­мирование отношений заимствований на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, их правовое регулирование и организационное обеспечение находят­ся в начальной стадии. Это связано с тем, что на финансовое состояние российских муниципальных образований значительное влияние оказали реформа местного са­моуправления и мировой экономический кризис. Поэтому по-прежнему ведущую роль в структуре доходов бюджетов муниципальных образований играют безвоз­мездные перечисления из вышестоящих бюджетов.

В то же время для повышения уровня фискальной автономии муниципальных образований, а значит, увеличения возможностей для их заимствований органам государственной власти субъектов РФ более целесообразно увеличить объем не­целевой финансовой помощи местным бюджетам, сократив межбюджетные транс­ферты, имеющие целевой характер.


Мнение эксперта

В России необходимо создать муниципальное долговое агентство, которое станет ин­ститутом национального развития, преодоления неравномерности экономического и социального положения российских муниципальных образований, инструментом фи­нансирования приоритетных национальных проектов на муниципальном уровне. Это единственный эффективный способ централизованного рыночного кредитования му­ниципалитетов России для целей их социально-экономического развития, тем более в кризисной ситуации. Агентство по управлению долгом муниципалитетов в России может быть федеральным эмиссионно-кредитным государственным агентством с особым стату­сом, специальными задачами и правом эмиссии облигаций для привлечения средств в це­лях кредитования бюджетных инвестиционных программ, ориентированных на социально-экономическое развитие российских муниципалитетов и реализацию приоритетных национальных проектов. Такое агентство превратило бы мелкие муниципальные займы и отдельные короткие банковские кредиты в крупные высоколиквидные выпуски облига­ций, обращающихся на всероссийском рынке капиталов.

С. Пахомов,
глава Москомзайма


Приводим примерное Положение о порядке осуществления муниципальных заимствований и предоставления муниципальных гарантий.

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке осуществления муниципальных заимствований и предоставления муниципальных гарантий в муниципальном образовании_

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано на основании Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и определяет основные принципы муниципальных заимствований, порядок управления, контроля и обслуживания муниципального долга на территории.

1.2. Термины и понятия, применяемые в целях настоящего положения:

  • муниципальные заимствования - муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Бюджет­ного кодекса РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства;
  • муниципальный долг - обязательства, возникающие из муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, уста­новленных Бюджетным кодексом РФ, принятые на себя муниципальным образованием;
  • муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование _(гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного слу­чая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требо­ванию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств местного бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром;
  • реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

1.3. Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обяза­тельств по видам долговых обязательств муниципального образования.

1.4. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обяза­тельств:

1) по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Рос­сийской Федерации;

3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных настоящим подпунктом.

Учет и регистрация муниципальных долговых обязательств осуществляются в муниципальной долговой книге муниципального образования.

1.5. В объем муниципального долга включаются:

1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;

3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;

5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального обра­зования.

1.6. Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включи­тельно).

1.7. Если муниципальное долговое обязательство не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами муниципального образования действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципаль­ного долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с муниципального долга, если иное не предусмотрено муниципаль­ными правовыми актами представительного органа.

1.8. Администрация по истечении сроков, указанных в подпункте 1.7 настоящего Положения, издает по­становление о списании с муниципального долга муниципальных долговых обязательств.

1.9. Списание с муниципального долга осуществляется посредством уменьшения объема муниципального долга по видам списываемых долговых обязательств на сумму их списания без отражения сумм в источниках финансирования дефицита местного бюджета.

1.10. Действие подпунктов 1.7-1.9 настоящего Положения не распространяется на обязательства по кре­дитным соглашениям, на муниципальные долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и другими муниципальными образованиями.

1.11. Списание с муниципального долга реструктурированных, а также погашенных (выкупленных) му­ниципальных долговых обязательств осуществляется с учетом положений статей 105 и 113 Бюджетного ко­декса РФ.

1.12. Выпуски муниципальных ценных бумаг, выкупленные в полном объеме эмитировавшим их органом в соответствии с условиями выпуска муниципальных ценных бумаг до наступления даты погашения, могут быть признаны по решению указанного органа досрочно погашенными.

1.13. Управление муниципальным долгом осуществляется органом, исполняющим городской бюджет (да­лее - финансовое управление).

1.14. От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) в со­ответствии с Бюджетным кодексом РФ и уставом муниципального образования принадлежит адми­нистрации.

1.15. Предельный объем муниципального долга муниципального образования с указанием в т. ч. предельного объема обязательств по муниципальным гарантиям устанавливается правовым актом (реше­нием) Совета депутатов о городском бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) и не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов мест­ного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Совет депутатов вправе в целях управления муниципальным долгом утвердить дополнительные ограни­чения по муниципальному долгу.

1.16. Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), утвержденный решением Совета депутатов о бюджете, по данным отчета об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год, не должен превышать 15% объема расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет суб­венций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

1.17. Если при исполнении местного бюджета нарушаются предельные значения, указанные в подпунктах 1.15 и 1.16 настоящего Положения, администрация не вправе принимать новые долговые обязательства, за исключением принятия долговых обязательств в целях реструктуризации муниципального долга.

1.18. Превышение при исполнении местного бюджета установленных ограничений предельного объема муниципального долга является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, предусмо­тренных Бюджетным кодексом РФ.

2. Порядок осуществления внутренних заимствований

2.1. Муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита мест­ного бюджета, а также для погашения муниципальных долговых обязательств.

2.2. Предельный объем муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита местного бюджета и (или) по­гашение долговых обязательств местного бюджета.

2.3. Муниципальные внутренние заимствования осуществляются на основании программы заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), представляющей собой пере­чень всех внутренних заимствований муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.

2.4. Программа муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) является приложением к решению о бюджете на очередной финансовый год (очеред­ной финансовый год и плановый период).

2.5. Поступления в местный бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита местного бюджета.

2.6. Все расходы на обслуживание муниципальных долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание муниципального долга.

2.7. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на об­служивание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

2.8. Поступления в бюджет от размещения муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номи­нальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникающая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году.

2.9. Погашение основной суммы муниципального долга, возникшего из муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита местного бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита бюджета.

2.10. Предельные объемы выпуска муниципальных ценных бумаг по номинальной стоимости на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливаются представи­тельным органом муниципального образования в соответствии с верхним пределом муниципаль­ного долга, установленным решением о бюджете.

2.11. Процедура эмиссии муниципальных бумаг регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (с учетом изменений и дополнений).

3. Условия и порядок заключения кредитных договоров администрацией

3.1. Обязательными условиями заключения кредитных договоров являются:

  • цель привлечения кредита;
  • сумма кредита;
  • срок погашения кредита;
  • процентная ставка за пользование кредитом;
  • обеспечение кредита;
  • целевое использование кредита.

3.2. Срок погашения кредита по каждому кредитному договору определяется исходя из целей привлечения кредита, указанных в подпункте 2.1 настоящего положения.

3.3. Способом обеспечения кредита может являться договор залога муниципального имущества, заклю­чаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3.4. Средства, полученные по заключенным кредитным договорам, используются строго на цели, указанные в решении Совета депутатов о привлечении кредита.

3.5. Заключению муниципального контракта (кредитного договора) предшествует отбор кредитных орга­низаций путем проведения открытого аукциона.

По итогам аукциона выпускается постановление главы администрации муниципального образования.

3.6. С победителем открытого аукциона по отбору кредитных организаций заключается муниципальный контракт (кредитный договор) в сроки, установленные статьей 38 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Муниципальный контракт (кредитный договор) от имени заемщика подписывается главой администрации и руководителем финансового управления либо иными должностными лицами, имеющими соответствующие полномочия.

3.7. Изменения и дополнения в кредитный договор вносятся в установленном порядке и с учетом требо­ваний настоящего Положения.

3.8. Погашение кредита (сумма основного долга, проценты за пользование кредитом, штрафные санкции) осуществляется финансовым управлением на основании муниципального контракта (кредитного договора).

3.9. Учет и списание долга по погашенным кредитным обязательствам ведет финансовое управление в долговой книге муниципального образования.

4. Условия и порядок предоставления муниципальных гарантий от имени муниципального образования

4.1. От имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются адми­нистрацией в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требования­ми Бюджетного кодекса РФ и настоящего Положения.

Администрация муниципального образования заключает договоры о предоставлении муни­ципальной гарантии по долговым обязательствам:

  • муниципальных предприятий, находящихся в ведении муниципального образования;
  • организаций любой формы собственности, выполняющих муниципальный заказ или участвующих в реа­лизации муниципальных программ социально-экономического развития муниципального образования;
  • иных юридических лиц независимо от форм собственности в соответствии с условиями настоящего По­ложения.

4.2. Программа муниципальных гарантий является приложением к решению о бюджете. Программа муни­ципальных гарантий представляет собой перечень предоставляемых муниципальных гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с указанием:

1) общего объема гарантий;

2) направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантии по каждому направлению (цели);

3) каждого направления (цели) гарантирования с указанием категорий и (или) наименования принципалов в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 110.2 Бюджетного кодекса РФ;

4) наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу;

5) общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финан­совом году на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.

4.3. Предоставление муниципальной гарантии осуществляется в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления на основании решения о бюджете на очередной финансовый год (очередной финан­совый год и плановый период), постановлений администрации, а также договора о муниципальной гарантии при условии:

  • проведения анализа финансового состояния принципала;
  • предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является субъект Российской Федерации) соответствующего требованиям статьи 93.2 Бюджетного кодекса РФ и гражданского законо­дательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;
  • отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обяза­тельствам перед муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Россий­ской Федерации, а также неурегулированных обязательств по гарантиям, ранее предоставленным муни­ципальному образованию.

4.4. Предоставление муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении муници­пальной гарантии осуществляется после представления принципалом в администрацию следующих документов:

  • заявка на получение гарантии;
  • копии Бухгалтерского баланса (форма 1) и Отчета о прибылях и убытках (форма 2) с отметкой налогового органа об их принятии;
  • технико-экономическое обоснование для получения заемных средств;
  • проект кредитного договора;
  • проект договора поручительства (гарантии);
  • проект договора залога;
  • учредительные документы или их нотариально заверенные копии;
  • другая информация, необходимая для принятия решения о предоставлении гарантии (соблюдение прин­ципалом бюджетного и налогового законодательства, отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, отсутствие задолженности по ранее выданным гарантиям и кредитам).

4.5. Проверка полного соблюдения принципалом условий, предусмотренных пунктами 4.3 и 4.4 настояще­го Положения, анализ его финансового состояния в целях предоставления муниципальной гарантии осущест­вляются финансовым управлением или по поручению администрации ее уполномоченным органом в течение 15 (пятнадцати) дней с момента поступления в указанные органы документов на рассмотрение.

Муниципальная гарантия не предоставляется при наличии заключения финансового управления или уполно­моченного органа администрации о неудовлетворительном финансовом состоянии принципала.

4.6. Решение о предоставлении муниципальной гарантии принимается главой на основании представленного финансовым управлением итогового заключения о возможности предоставления принципалу муниципальной гарантии в течение 10 (десяти) дней.

В постановлении главы о предоставлении принципалу муниципальной гарантии в обязательном порядке указываются объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии, наименование принципала, основания для выдачи гарантии, срок действия гарантии.

В случае принятия главой решения о предоставлении или об отказе в предоставлении муници­пальной гарантии финансовое управление в течение 5 (пяти) дней направляет в адрес принципала уведомление о предоставлении или об отказе в предоставлении муниципальной гарантии вместе с представленным им для рассмотрения вопроса о выдаче гарантии пакетом документов.

4.7. После подписания главой постановления о предоставлении муниципальной гарантии и на­личии у принципала оформленного кредитного договора в течение 5 (пяти) дней заключаются договоры о предоставлении муниципальной гарантии, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, и выдается муниципальная гарантия.

Договоры и муниципальная гарантия от имени гаранта подписываются главой и руководителем финансового управления либо иными должностными лицами, имеющими соответствующие полномочия.

4.8. Решением о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение муниципальных гарантий.

4.9. Общая сумма обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий, включается в состав муниципаль­ного долга как вид долгового обязательства. Предоставление и исполнение муниципальной гарантии подлежат отражению в муниципальной долговой книге. На основании данных учета Совету депутатов представляется отчет о выданных муниципальных гарантиях по всем получателям гарантий (принципалам), об исполнении принципалами обязательств, обеспеченных муниципальными гарантиями, и осуществлении платежей по вы­данным гарантиям одновременно с отчетом об исполнении местного бюджета.

4.10. Муниципальная гарантия может обеспечивать:

  • надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);
  • возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера. Муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.

4.11. Условия муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Принадлежащее бенефициару по муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное.

Гарант имеет право отозвать муниципальную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.

4.12. Письменная форма муниципальной гарантии является обязательной.

4.13. Муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала.

4.14. В муниципальной гарантии должны быть указаны:

  • наименование гаранта (муниципальное образование и наименование органа, выдавшего гаран­тию от имени гаранта (администрация));
  • обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;
  • объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;
  • определение гарантийного случая;
  • наименование принципала;
  • безотзывность гарантии или условия ее отзыва;
  • основания для выдачи гарантии;
  • вступление в силу (дата выдачи) гарантии;
  • срок действия гарантии;
  • порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;
  • порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
  • наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
  • иные условия гарантии, а также сведения, определенные Бюджетным кодексом РФ, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

4.15. Срок действия муниципальной гарантии определяется условиями гарантии.

4.16 Предъявление требований бенефициара гаранту, прекращение обязательства гаранта перед бенефи­циаром, возникновение регрессного требования гаранта к принципалу производятся в соответствии с пункта­ми 7-11 статьи 115 Бюджетного кодекса РФ.

4.17. Если исполнение гарантом муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного тре­бования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципа­лу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита местного бюджета как предоставление бюджетного кредита.

Если исполнение гарантом муниципальной гарантии не ведет к возникновению права регрессного требо­вания гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов местного бюджета.

Средства, полученные гарантом в счет возмещения ему в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

4.18. При предоставлении муниципальной гарантии в обеспечение исполнения обязательств, по которым невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициарами является неопре­деленный круг лиц, осуществляется с особенностями, установленными статьей 115.1 Бюджетного кодекса РФ.

4.19. Обеспечением исполнения принципалом обязательств перед гарантом в случае исполнения послед­ним своих обязательств по выданной принципалу гарантии могут быть:

  • гарантия финансово-состоятельного юридического лица;
  • договор страхования риска непогашения кредита принципалом;
  • договор залога имущества, заключенный с принципалом.

4.20. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом своего кредитного обязательства, обеспеченного гарантией, принципал обязан в трехдневный срок сообщить об этом в финансовое управление.

4.21. В трехдневный срок со дня погашения кредита, обеспеченного гарантией, принципал обязан пред­ставить в финансовое управление подтверждающие документы для списания долга в долговой книге муници­пального образования.

4.22. Принципал несет ответственность за неисполнение условий кредитного договора (в т. ч. нецелевое использование полученных денежных средств), обеспеченного гарантией, в соответствии с законодательством и соответствующим договором.

А.А. Кирсанов,
канд. экон. наук, президент АНО "Институт муниципального развития",
зав. кафедрой Санкт-Петербургского института гуманитарного образования