Волгоградская областная Дума
Итоги работы Волгоградской областной Думы (январь - июль 2010 года) - 3. Законотворческая деятельность Печать
Индекс материала
Итоги работы Волгоградской областной Думы (январь - июль 2010 года)
1. Общие итоги работы
2. Количественные данные о рассмотренных и принятых документах на заседаниях Думы:
3. Законотворческая деятельность
4. Совет Волгоградской областной Думы
5. Мероприятия, проведенные областной Думой
6. Деятельность областной Думы по контролю за исполнением законов Волгоградской области
7. Деятельность фракций Думы
Все страницы

3. Законотворческая  деятельность

3.1 Анализ законотворческой деятельности регионального парламента в январе-июле   2010 года показывает, что сфере социального законодательства традиционно уделяется большое внимание. Этому направлению посвящена  четвертая часть всех принятых законов (см. диаграмму).  В то же время наряду с разработкой  законов, регулирующих социальную сферу жизнедеятельности, ведется целенаправленная работа по организации поддержки реального сектора региональной экономики и пополнению доходной базы областного бюджета (16%),  совершенствуется законодательство, регулирующее вопросы государственного строительства (12%)  и организации местного самоуправления (13%). Не оставлена без внимания нормативная база в сфере аграрной политики, природопользования и экологии (8%), а также в области строительства и жилищно-коммунальной политики (8%).

Отраслевая структура законов, принятых в  январе-июле 2010 года по сферам законотворчества

 

itogi1.1

 

В январе-июле 2010 года основной акцент в законотворческой работе депутатов был сделан на реализацию обозначенных в Послании Президента РФ задач,  разработку мер по обеспечению социальной стабильности, совершенствование межбюджетных отношений  и модернизацию экономики нашего региона.

В целях реализации  первоочередных задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации,  депутатами была проведена работа по совершенствованию областного законодательства. В Устав Волгоградской области  внесены изменения, определяющие обязанность главы администрации области представлять в областную Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности администрации области. Волгоградская область стала одним из первых регионов, где законодательно утверждена эта норма, способствующая укреплению демократических институтов.

Также в первом чтении принят законопроект, обеспечивающий гарантии равного освещения деятельности политических партий, представленных в Волгоградской областной Думе региональными телеканалом и радиоканалом.

В немалой степени достижение положительных результатов по основным приоритетным направлениям  обусловлено формированием сбалансированного бюджета региона, позволяющего обеспечить поддержку реального сектора экономики и  сохранить все социальные программы

В  этих целях в июне т.г. проведена корректировка основных характеристик областного бюджета. В соответствии с принятыми  поправками дефицит областного бюджета сократился на 3 процента, увеличена доходная   и расходная часть  бюджета Волгоградской области  на 2010 год, дополнительные доходы направлены на поддержку социальной сферы и строительство дорог и  социальных объектов, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство.

Одно из приоритетных направлений законотворческой деятельности -  совершенствование инвестиционного законодательства. В начале года с целью создания благоприятного инвестиционного климата, повышения степени инвестиционной привлекательности региона, расширения форм государственной поддержки инвесторам, на основе анализа действующего регионального инвестиционного законодательства и опыта других регионов разработан и  принят закон  «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области».  Реализация его норм создает все условия для обеспечения прав и интересов инвесторов, а предложенный механизм предоставления  им государственной поддержки сводит к минимуму  административные барьеры.

Учитывая, что важнейшей формой государственной поддержки инвестиционной деятельности являются налоговые льготы и пониженные налоговые ставки, на  июльском заседании Думы в первом чтении одобрен законопроект, в соответствии с которым  организации – инвесторы освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта.

Продолжено совершенствование  межбюджетных отношений: благодаря изменениям,  внесенным в законы «О межбюджетных  отношениях в Волгоградской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Волгоградской области по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений" регламентирована процедура согласования с представительными органами муниципальных образований предложений о полной или частичной замене расчетных дотаций дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных образований по налогу на доходы физических лиц. Кроме того, изменен принцип расчета и распределения дотаций городским округам из областного фонда финансовой поддержки поселений и уточнены коэффициенты удорожания, применяемые при расчете индекса бюджетных расходов.

С учетом рекомендаций КСП  области депутатами внесены изменения в  закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Волгоградской области по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилья и коммунальных услуг»,  в соответствии с которыми изменена методика расчета субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление полномочий по  предоставлению гражданам соответствующих субсидий.

Благодаря корректировке базового закона снижены ставки транспортного налога для  владельцев большегрузных автомобилей, что позволило сохранить налоговую базу по транспортному налогу и  стимулировать рост грузооборота автомобильного транспорта.

В целях обеспечения  максимальной доступности и открытости всех сфер государственного управления для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества депутатами одобрен закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Волгоградской области", а также внесены соответствующие  изменения  в закон «О мировых судьях в Волгоградской области".

Актуальными темами в законотворческой работе областной Думы остаются вопросы развития жилищно-коммунального комплекса, а также стабилизации ситуации в строительной отрасли региона.

Благодаря внесенным изменениям в закон «О развитии жилищного кредитования в Волгоградской области» приведены в соответствие с федеральным законодательством нормы, определяющие порядок создания специализированных областных ипотечных организаций, а также  введена  единообразная универсальная для всех законодательных актов Волгоградской области терминология.

В результате проведенной  корректировки  Градостроительного кодекса оптимизирован  процесс  реализации градостроительной политики на территории муниципальных образований, в том числе и при подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

Приняты изменения  в областной закон «Об отборе муниципальных образований и инвестиционных проектов для участия в подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы  «Жилище» на 2002-2010 годы», позволяющие устранить коррупционные факторы  при проведении конкурса.

Большое внимание депутаты уделяют вопросам землеустройства  и эффективного использования земельных ресурсов Волгоградской области. Для решения этих задач разработан и принят закон, который вносит изменения в регулирование земельных отношений, связанных с принудительным изъятием у правообладателей земельных участков и формированием перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий муниципальных районов Волгоградской области.

В связи с проблемой правовой защиты интересов коллективных и индивидуальных садоводов, огородников и дачников, правового регулирования и государственной поддержки их деятельности  принят областной закон «О государственной поддержке садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории Волгоградской области».

Благодаря проведенной корректировке соответствующего закона расширен перечень категорий лиц, постоянно проживающих и работающих  в сельском поселении, имеющих право бесплатно получить в собственность земельный участок. Кроме того,  граждане получили возможность оформить земельный участок в собственность бесплатно, если он находился в фактическом пользовании без правоустанавливающих документов до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Реализация социальной политики -  первоочередная задача в работе депутатов областной Думы. Среди ее приоритетов -  выстраивание системы адресной помощи наиболее нуждающимся в поддержке категориям граждан: пенсионерам, ветеранам и инвалидам, защита  семьи и детства, расширение программ, направленных на развитие  образования, спорта, правовую поддержку граждан, реализация молодежной политики. Для реализации указанных    направлений  региональными парламентариями в январе-июле 2010 г. одобрен ряд соответствующих законов.

В частности, на основании  вновь принятого  закона неработающим родителям, осуществляющим уход за двумя и более детьми-инвалидами,  установлена дополнительная ежемесячная выплата из областного бюджета.

В целях формирования  здорового образа жизни законодательно закреплены   правовые основы организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области,   определен комплекс мер социальной поддержки в сфере организации отдыха и оздоровления.

На  июньском заседании Думы в  первом чтении одобрен законопроект, предусматривающий дополнительные меры социальной поддержки в сфере обеспечения доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области.

В соответствии с внесенными изменениями в закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" право на социальную поддержку получили проживающие на территории области члены семей военнослужащих, погибших в мирное время в связи  с  исполнением ими  обязанностей   военной

службы. Кроме того, расширен перечень мер социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда, жертв политических репрессий.

Проведена корректировка закона "О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы". Теперь к мерам социальной поддержки, предоставляемым Детям Сталинграда, законодательно отнесено внеочередное оказание медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения Волгоградской области.

В рамках реализации приоритетного национального проекта в закон  «Об образовании в Волгоградской области» внесены изменения, в соответствии с которыми в регионе предполагается  создание центра  дистанционного образования детей-инвалидов, а также  осуществление мероприятий по обеспечению информационно-методической поддержки развития дистанционного образования. В целом на реализацию этих мероприятий предполагается затратить свыше 49 млн рублей  - за счет субсидии из федерального и средств областного бюджетов.

В целях содействия занятости, сохранения действующих и создания новых рабочих мест  для молодежи нашего региона    депутатами принят закон, предусматривающий частичную компенсацию расходов работодателям, предоставляющим рабочие места для молодежи в возрасте от 16 до 18 лет из  социально незащищенных категорий, а также  для молодых людей в возрасте до 30 лет из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, ищущих работу впервые по полученной специальности в течение года со дня окончания образовательного учреждения.

Законодательно установлены дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в объектах торговли с 22 часов до 8 часов по местному времени, за исключением организаций общественного питания осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в соответствии с режимом их работы. Кроме того, благодаря внесенным изменениям в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности устанавливается административная ответственность за нарушение  этих  ограничений.  Введение на территории области  такого запрета стало одной из мер, направленных на снижение уровня потребления алкоголя и будет способствовать сохранению здоровья граждан, повышению уровня культуры населения и улучшению общественного порядка.

3.2. Сравнительные данные законотворческой деятельности Думы в январе-июле  2010 года с аналогичным периодом 2004/2009 годов:

Принято нормативных актов

2004 г

2005 г

2006 г

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Законов

42

85

91

83

112

93

103

постановлений

из них:

 

231

 

188

 

233

 

353

 

441

 

221

 

260

депутатских запросов

1

2

3

5

4

2

1

отзывов на проекты федеральных законов

9

8

15

10

18

7

5

законодательных инициатив в ГД

4

9

2

12

3

1

3

обращений Думы

9

14

7

12

12

4

-

Рекомендаций депутатских слушаний, круглых столов, парламентских часов

4

4

3

8

2

7

9

Важное направление в деятельности регионального парламента - участие в федеральном законотворчестве. Предлагаемые к рассмотрению Государственной Думой  проекты федеральных законов направлены на совершенствование федерального законодательства и способствуют решению вопросов  как социальной, так и экономической направленности.

В течение января-июля 2010 г.  депутатами Думы разработан ряд законодательных инициатив,   3 из которых уже внесены в Государственную Думу. Подготовленный комитетом по социальной политике законопроект  «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», предлагает наделить статусом ветеранов Великой Отечественной войны граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории Сталинграда в период Сталинградской битвы, и предоставить  им ряд мер  социальной поддержки по аналогии с  лицами, награжденными знаком “Житель блокадного Ленинграда.

Разработанный комитетом по организации государственной власти и местному самоуправлению совместно с Волгоградским областным судом  проект федерального закона  "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Волгоградской области" предусматривает упразднение малосоставных судов и создание районных судов более крупных по численному составу судей. Это позволит устранить существующее неправомерное распределение нагрузки на судей районных судов.

Новая редакция  части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" снимет ряд имеющихся при проверках ограничений и  будет способствовать более полной реализации уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации функций по государственному контролю в установленной сфере деятельности, а также обеспечит защиту прав граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Помимо указанных, еще  6 разработанных Думой проектов федеральных законов были направлены на заключение в Правительство РФ.

Подготовка законопроекта «О внесении изменений в статьи 216 и 229 главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» обусловлена необходимостью обеспечить  полноту и своевременность поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований платежей по налогу на доходы физических лиц.  Для этого предлагается установить по данному  налогу,  помимо налогового периода, так же и отчетные периоды, по истечении которых  организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, должны представляться в налоговые органы налоговые расчеты по налогу, а по окончании налогового периода — налоговые декларации. Данные изменения позволят налоговым органам оперативно и в полном объеме осуществлять мероприятия налогового контроля и взыскивать возникшую задолженность.

В  рамках предлагаемого законопроекта  «О   внесении  изменений в статью 15  Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на основании решения  общего собрания собственников, устанавливается  возможность замены видов работ (без изменения изначальной стоимости), предполагаемых первоначально к выполнению в рамках капитального ремонта инженерного оборудования, конструктивных элементов, сетей многоквартирного дома на другие, необходимость которых обнаружилась после начала работ.

Корректировка статьи 141  Жилищного кодекса Российской Федерации  дополняет ее нормой, которая позволяет определить порядок избрания ликвидационной комиссии для ликвидации товарищества собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и обязать правления ликвидируемых товариществ осуществлять передачу необходимых для ликвидации документов.

Ряд предлагаемых изменений статей 154 и 155  Жилищного кодекса РФ позволят отнести вывоз твердых бытовых отходов  к коммунальным услугам. Это в свою очередь даст возможность производить  оплату, исходя из нормативов потребления, что обеспечит поддержку  социально незащищенным  лицам преклонного возраста с низким уровнем дохода, которые в силу жизненных обстоятельств и возраста остались одиноко проживающими. Кроме того,  предусматривается возможность освобождения граждан от уплаты пени в случае оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества, что позволит повысить ответственность управляющих организаций.

Законодательная инициатива,  подготовленная комитетом по аграрной политике и природным ресурсам,  предусматривает внесение в статью 6 Федерального закона «О животном мире» дополнительного положения о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Предлагаемая корректировка статьи 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» позволит увеличить число мировых судей и, соответственно, количество судебных участков в Волгоградской области, что будет способствовать сокращению сроков рассмотрения судебных дел, а также обеспечению максимального доступа граждан к правосудию.

В настоящее время ряд разработанных законодательных инициатив находится на рассмотрении в комитетах. Все они также затрагивают широкий спектр вопросов в различных областях законодательства.

В частности, проект федерального закона «О внесении изменения в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», подготовленный комитетом по предпринимательству, малому и среднему бизнесу,  предусматривает установление дифференцированного размера государственной пошлины за выдачу, переоформление и продление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, который будет учитывать количество территориально обособленных объектов организаций.

В соответствии с предлагаемыми  изменениями ряда статей  «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливается административная ответственность для должностных лиц органов государственного контроля и муниципального контроля за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле и муниципальном контроле.

Корректировка ряда положений Федерального закона «О лотереях» вызвана необходимостью  конкретизировать требования, предъявляемые к лотерейному оборудованию, а также усовершенствовать меры администрирования при совершении уполномоченными органами разрешительных действий,  необходимых для проведения лотерей

В целях установления административной ответственности за изготовление или сбыт крепких спиртных напитков бытовой выработки, а также увеличения размера административных штрафов за ряд составов административных правонарушений разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

По инициативе комитета по экономической, инновационной политике, промышленности, транспорту и связи  подготовлен законопроект, вносящий  изменения в статью 20 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», предусматривающий совершенствование механизма регистрации некоммерческих организаций, создаваемых в целях саморегулирования.

На рассмотрении комитета по организации государственной власти и местному самоуправлению находится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Предлагаемый законопроект позволит на территориях муниципальных образованиях создать специальные места, где возможно проведение публичных мероприятий без предварительного уведомления.

Наряду с вышеуказанными законодательными инициативами, за отчетный период комитетами рассматривались проекты федеральных законов, поступивших  на отзыв из Государственной Думы ФС РФ. По 3 законопроектам  приняты и направлены в Государственную Думу постановления областной Думы о поддержке    соответствующих проектов в предложенных редакциях,  еще по 2 законопроектам направлены  отзывы с рядом замечаний и предложений, касающихся корректировки отдельных положений законопроектов.

 

3.3. Распределение рассмотренных Думой законопроектов между субъектами права законодательной инициативы:

Субъекты права законодательной инициативы

Кол-во рассмот-ренных законо-проектов

Кол-во законов, принятых оконча-тельно[1]

Удельный вес от общего числа принятых законов

1.

2.

3.

4.

Депутаты

58

51

49%

Глава администрации области

50

44

43%

Представительные органы МСУ

3

3

3%

КСП Волгоградской области

3

2

2%

Начальник Главного управления МЮ РФ по ЮФО

1

0

-

Прокурор Волгоградской области

2

2

2%

Председатель Волгоградского областного суда

1

1

1%



[1] Без законов, на которые главой администрации наложено вето.

 

Схема распределения рассмотренных Думой законопроектов между субъектами права законодательной инициативы

itogi2

Не использовали свое право законодательной инициативы в январе – июле 2010 года наделенные им субъекты: Волгоградский областной Совет профсоюзов; руководитель управления МНС РФ по Волгоградской области,  председатель арбитражного суда Волгоградской области,  члены СФ ФС – представители от Волгоградской области, депутаты ГД ФС РФ, избранные от Волгоградской области,  также пока не воспользовалась своим правом  Ассоциация "Совет муниципальных образований Волгоградской области» получившая статус субъекта законодательной инициативы   в апреле  2010 года.

Следует  отметить, что в январе-июле граждане Волгоградской области при помощи общественных организаций активно сотрудничали с комитетами областной Думы. Большую помощь комитету по аграрной политике и природным ресурсам в подготовке ряда нормативных правовых актов   оказали  Региональный экологический Совет, ВРО садоводов России, Экологический парламент Волжского бассейна и Северного Каспия.

В рабочих совещаниях комитета  по предпринимательству, малому и среднему бизнесу по различным вопросам принимали  активное участие представители общественных организаций «ОПОРА РОССИИ»,  «Деловая Россия», НП «Волгоградский актив предпринимателей», «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело», специалисты Волгоградской торгово-промышленной палаты и Волжской торгово-промышленной палаты.

 

3.4. Распределение принятых Думой законов между субъектами права законодательной инициативы в сравнении

с аналогичным периодом  2004/2009 годов:


Субъекты права законода-тельной инициати-вы

Количество законов/

удельный вес от общего числа принятых по годам

2004 г

2005 г

2006 г

2007 г.

2008 г.

2009 г.

 

 

 

2010 г.

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Депутаты

23

(55%)

46

(52%)

65

(72%)

53

(44%)

71

(63%)

 

51

(54%)

 

51

(49%)

Глава администра-ции области

11

(26%)

32

( 36%)

23

(25%)

49

(40%)

36

(32%)

 

33

(37%)

 

44

(43%)

Представи-тельные органы МСУ

 

 

1

(2 ,5%)

 

11

(12%)

 

2

( 2%)

 

2

(2%)

 

3

(3%)

 

 

2

(2%)

 

 

3

(3%)

КСП Волгоград-ской области

 

 

не была наделе-на правом законо-датель-ной ини-циа-тивы

 

 

не была наделе-на правом законо-датель-ной иници-ативы

 

-

 

4

(3%)

 

-

 

 

2

(2 %)

 

 

2

(2 %)

 

Начальник главного управления МЮ РФ по ЮФО

 

 

6

(14%)

 

-

 

1

( 1%)

 

9

(8%)

 

-

 

 

2

(2%)

 

 

-

Прокурор Волгоград-ской области

 

1

(2,5%)

 

 

-

 

-

 

2

(2%)

 

2

(2%)

 

 

2

(2 %)

 

2

(2 %)

 

 

 

Председа-тель Волгоград-ского областного суда

 

 

-

 

-

 

-

 

1

(0,5%)

 

-

 

 

1

(1%)

 

 

1

(1%)

 

Депутаты ГД ФС РФ, избранные от Волгоград-ской области

 

-

 

-

 

-

 

1

(0,5%)

 

-

 

 

-

 

-

 

Из приведенных сведений можно сделать вывод, что в основном предоставленное Уставом (Основным законом) Волгоградской области право законодательной инициативы реализуют  депутаты Волгоградской областной Думы и глава администрации Волгоградской области. Удельный вес принятых законов по инициативе этих субъектов  в 2004-2010 гг. стабильно высок и колеблется в границах 44-72% - у депутатов областной Думы и 25-43% - у главы администрации области.

 

3.5. Планирование законотворческой деятельности Думы и исполнение плана

 

В  январе-июле 2010 года в соответствии с планом законотворческой работы Волгоградской областной Думы на текущий год  рассмотрено 12 законопроектов,  из них в окончательном чтении  принято и подписано главой администрации 9 законов.

Вне плана рассмотрено 56  законопроектов, инициаторами которых являлись депутаты областной Думы, прокурор области, председатели КСП и  областного суда, руководитель управления Министерства юстиции, представительные органы местного самоуправления. Это составляет 42% от общего количества рассмотренных законопроектов (118).

Помимо этого в январе-июле 2010 года Думой рассмотрено 6 законопроектов, внесенных главой администрацией области в  соответствии с планом законопроектной деятельности администрации Волгоградской области на 2010 год, все они приняты в окончательном чтении.    Количество рассмотренных внеплановых законопроектов, инициатором которых являлся глава администрации области, составило 41 законопроект, 3 принятых в отчетном периоде закона были запланированы к  рассмотрению в прошедшем году.

В соответствии с планом законотворческой работы Думы на текущий год   по разделу «Законодательные инициативы» принято 1 постановление о внесении проекта федерального закона  в Государственную Думу и 3 постановления о направлении проектов на заключение в Правительство РФ, вне плана рассмотрены и приняты  2 и 3   постановления соответственно.

По разделу «Постановления» согласно примерному плану законотворческой работы за январь-июль 2010 г.  принято 9 постановлений.

 



 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru