Итоги работы Волгоградской областной Думы 2016 года - ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
![]() |
Страница 3 из 8
ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В разрезе отраслевой структуры рассмотренные в 2016 году законопроекты распределились следующим образом: 16% рассмотренных законопроектов посвящена социальному законодательству (снижение данного показателя по сравнению с предыдущими годами обусловлено принятием в декабре 2015 года Социального кодекса региона, аккумулировавшего в себя значительную часть законов социальной направленности), по 17% - поддержке реального сектора региональной экономики и корректировке бюджетного и налогового законодательства. 11% законопроектов направлено на совершенствование нормативной базы в сфере государственного строительства; совершенствуется законодательство, регулирующее вопросы строительства и жилищно-коммунальной политики – 7%, аграрной политики, природопользования и экологии – 8% . Сфере организации местного самоуправления также посвящено 7% законопроектов. Уделено внимание в 2016 году избирательному законодательству – 6% и законодательству об административной ответственности – 3%.
Отраслевая структура законопроектов, рассмотренных в 2016 году
Социальное законодательство · Основным законом, регулирующим вопросы социальной политики в Волгоградской области, является принятый в декабре 2015 года Социальный кодекс, вобравший в себя большую часть законов социальной направленности. С учетом пожеланий и предложений общественных организаций и жителей области в 2016 году в Кодекс подготовлены и внесены изменения, расширяющие меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. В частности, уточнен вид прожиточного минимума в части расчета дохода ветеранов труда Волгоградской области, что позволяет обеспечить единообразный подход применения законодательства при расчете дохода получателя льгот. Кроме того в соответствии с внесенным изменением не потребуется ежеквартально подтверждать право на льготу. Благодаря корректировке изменились условия предоставления мер социальной поддержки по льготному проезду. Перечень получателей мер дополнен еще одной категорией – лица, награжденные знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР», упрощена процедура подачи документов для приобретения социальных проездных билетов, приобретение социальных проездных билетов инвалидами I группы и детьми-инвалидами стало возможным без учета их дохода. Кроме того перенесены сроки вступления в силу главы 6 Кодекса (предоставление мер социальной поддержки по льготному проезду) с 1 июля 2016 года на 1 января 2017 года. Администрация Волгоградской области наделена полномочиями по определению дополнительных к существующим уважительных причин, дающих право гражданам на получение социальной помощи. К числу таких граждан могут быть отнесены не только безработные, но и лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами и нетрудоспособными гражданами, выпускники общеобразовательных организаций, сдавшие документы для поступления в ВУЗ и студенты. До 1000 рублей увеличен размер ежемесячного пособия на ребенка из семьи военнослужащего, а также изменены условия его предоставления. Введена новая мера социальной поддержки материнства и детства – дополнительное единовременное пособие в размере 25 тысяч рублей семьям при рождении первого ребенка женщиной в возрасте до 23 лет включительно. Перечень мер социальной поддержки отдельных категорий граждан - ветеранов труда, военной службы, тружеников тыла, участников Сталинградской битвы, членов семей военнослужащих, жертв политических репрессий, детей Сталинграда - дополнен ежегодной денежной выплатой на компенсацию 50 процентов стоимости приобретенного сжиженного углеводородного газа в баллонах, в пределах нормативов потребления, утвержденных органом, уполномоченным в сфере государственного регулирования тарифов. Уточнен перечень работников медицинских организаций и организаций социального обслуживания, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) в Волгоградской области, и имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Внесен ряд других изменений. Помимо Социального кодекса проведена корректировка и других законов, имеющих социальную направленность. · Так, в целях повышения гарантий трудоустройства инвалидов внесены изменения в Закон Волгоградской области «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов». В частности, при исчислении квоты для приема на работу инвалидов из среднесписочной численности работников исключаются работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным. Для каждого работодателя минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов будет устанавливаться региональным комитетом по труду и занятости населения в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. · В соответствии с коррективами областного закона «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области» категории лиц, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, дополнены молодыми людьми в возрасте от 18 до 30 лет, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, или прошедшими курс лечения и реабилитации от наркомании или алкоголизма. · Согласно изменениям, внесенным в январе 2016 года в закон Волгоградской области «О бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области», граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, имеют право на бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. · Благодаря корректировке областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области», проведенной в марте 2016 года, определены региональные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в медицинских организациях и организациях социального обслуживания. Изменениями в закон, принятыми в декабре, предлагается новая редакция отдельных пунктов статьи 3, согласно которым, в частности, более четко определены права детей-сирот на получение второго среднего профессионального образования и права на прохождение профессионального обучения; уточнен вид стипендии - государственная социальная - трехмесячный размер которой ежегодно выплачивается детям-сиротам на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Детям сиротам предоставлено полное государственное обеспечение не только на весь срок их академического отпуска по медицинским показаниям, но и отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. · В целях введения эффективного правового механизма, обеспечивающего сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня мер социальной поддержки педагогическим работникам, внесены изменения в закон «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, предоставляемых педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим в Волгоградской области и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области». Изменениями установлена фиксированная сумма возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для педагогических работников в сельской местности, в объеме фактически понесенных ими расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, но не более 1200 рублей в месяц. · Благодаря корректировке статьи 4 областного закона «О государственных социальных гарантиях молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках Волгоградской области» периоды прохождения воинской службы по призыву или альтернативной гражданской службы, нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком не включаются в трехлетний срок выплаты ежемесячной надбавки. Это позволит молодым специалистам в полной мере воспользоваться государственной поддержкой в период установленного срока. Соответствующий законопроект принят в первом чтении. · В целях осуществления социальных выплат законодательно установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров в Волгоградской области на 2017 год в размере 8543 рубля, это на 6,2% выше уровня 2016 г. · На основании внесенных в закон «Об уполномоченном по правам ребенка в Волгоградской области» изменений к компетенции уполномоченного отнесено также участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. · В соответствии с принятым Думой законом с января 2017 года штатная численность специалистов органов опеки и попечительства в муниципальных районах и городских округах Волгоградской области увеличивается на 91 единицу. · Законодательно определены мероприятия, реализуемые органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Волгоградской области, по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, а также по информированию населения муниципальных образований о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний , представляющих опасность для окружающих, угрозе возникновения эпидемий. · Внесены изменения в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. В частности, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов для медицинского применения расширен на 48 позиций по дорогостоящим препаратам, применяемым в лечении орфанных, онкологических, аутоиммунных, сердечно-сосудистых заболеваний, вирусных гепатитов, муковисцидоза, бронхиальной астмы, препаратов, регулирующих свертываемость крови, анальгетиков и миорелаксантов. · В рамках корректировки областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения Волгоградской области на 2014-2016 годы и на период до 2020 года» увеличены на 341,7 млн рублей. · Благодаря увеличению бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2016 год дополнительные ассигнования направлены на финансирование специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также на выплату единовременной компенсации сельским врачам по программе «Земский доктор», на закупку и ремонт медицинского оборудования и повышение профессиональной квалификации специалистов учреждений здравоохранения области. · Внесены изменения в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2016 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, касающиеся увеличения финансирования программы. Дополнительные средства в сумме 882 млн рублей выделены на заработную плату медикам, лекарственное обеспечение, оказание специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи. · В окончательном чтении приняты Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Расчетная потребность в финансировании Территориальной программы 2017 года составляет 31,2 млрд рублей, что на 7,5% выше показателя 2016 года. Бюджет ТФОМС на следующий год увеличивается на 7%. С целью совершенствования нормативного правового регулирования создания и деятельности объединений работодателей в системе социального партнерства в сфере труда внесены изменения в закон «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». · Проведена корректировка отдельных законодательных актов Волгоградской области в сфере социальной политики в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». · Благодаря внесенным в закон «О стипендиях и мерах социальной поддержки обучающихся в Волгоградской области» изменениям перечень обучающихся, имеющих право на назначение государственной социальной стипендии за счет средств областного бюджета, дополнен новыми категориями. · В соответствии с изменениями Закон Волгоградской области «О развитии туризма в Волгоградской области» дополнен статьей об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов туристской индустрии и оказываемых на них услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. · На основании проведенной корректировки статьи 5 закона «Об образовании в Волгоградской области» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление нормативов и правил формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. · В целях определения задач и основных направлений патриотического воспитания молодежи, законодательного регулирования отношений в данной сфере принят законопроект «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Волгоградской области». · Внесены изменения в областной закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества на территории Волгоградской области», направленные на приведение его в соответствие с федеральным законодательством. Наряду с этим в законе предусмотрено ведение Книги Памяти Волгоградской области, как одной из форм патриотического воспитания граждан. Законодательство в бюджетной и налоговой сферах Одним из основных направлений деятельности депутатов областной Думы является формирование бюджетной, налоговой и финансовой политики региона. Этим вопросам уделяется особое внимание - в течение 2016 года в данной сфере на заседаниях Думы рассмотрено более 30 законопроектов. · В 2016 году подготовлены и приняты шесть законов, касающихся корректировки областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Изменения вносились исходя из текущей потребности по уточнению показателей бюджета в части средств целевых безвозмездных поступлений из федерального бюджета, от других бюджетов бюджетной системы, от государственных (муниципальных) организаций, от негосударственных организаций, а также софинансирования за счет средств областного бюджета и необходимости перераспределения расходов бюджета по отдельным направлениям. С учетом всех изменений основные параметры областного бюджета на 2016 год составили: доходы - 79,8 млрд рублей, расходы - 85,7 млрд рублей, дефицит – 5,9 млрд рублей. В течение года дополнительные ассигнования были направлены на финансирование дорожного фонда, на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, водоснабжение и газификацию, развитие сети общеобразовательных организаций, фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики на селе, а также на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в рамках мероприятий государственной программы Волгоградской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Возросли ассигнования на реализацию государственных программ «Развитие образования Волгоградской области» и «Развитие здравоохранения Волгоградской области», а также на субсидирование производителей товаров и услуг, включая транспортные предприятия. Дополнительные средства также направлены на оказание социальной помощи жителям области, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, модернизацию объектов водоснабжения, берегоукрепления и поддержку жилищного строительства. · Принят областной бюджет на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Бездефицитный социально ориентированный бюджет в 2017 году предусматривает, что доходы и, соответственно, расходы составят 73,1 млрд рублей, в 2018 - 75,1 млрд рублей, в 2019 - 77,7 млрд рублей. Ассигнования на социальную политику в 2017 году составят 24 млрд рублей, на национальную экономику и образование – свыше 13 и 15 млрд рублей соответственно, на здравоохранение - 5 млрд рублей. Также предусмотрены средства на создание регионального фонда промышленного развития, на благоустройство центральных усадеб сельских поселений области и дворовых площадок по программе «Наш двор - наш дом». Будет продолжена модернизация дорожной сети, коммунальных систем, образовательных и медицинских учреждений. · С учетом принятого во втором чтении федерального бюджета на 2017 год, определившего объемы федеральных трансфертов, Волгоградской областной Думой утверждены поправки в областной бюджет на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Поправки предусматривают увеличение доходов и расходов на 10%, таким образом, основные плановые параметры бездефицитного областного бюджета на 2017 год увеличиваются с 73,1 миллиарда до 80,4 миллиарда рублей. Дополнительные средства направлены на решение актуальных вопросов и стратегических задач социально-экономического развития региона. · В окончательном чтении принят Закон Волгоградской области «Об исполнении областного бюджета за 2015 год». Утверждено, что областной бюджет по доходам исполнен в сумме 80,2 млрд рублей или 97,3% к годовым бюджетным назначениям. По сравнению с показателем 2014 года доходы бюджета возросли 4,6 млрд рублей (6,1%). По расходам бюджет исполнен в сумме 86,9 млрд рублей (96,1 % к плану). По сравнению с показателем 2014 года объем расходов областного бюджета в 2015 году возрос на 3,9 %. Объем дефицита бюджета составил в отчетном году 6,7 млрд рублей. Кредиторская задолженность снизилась с 4,9 млрд рублей на 1 января 2015 года до 2 млрд рублей на начало текущего года. · Утверждено исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области за 2015 год. В течение 2015 года на счета Фонда поступили средства в сумме 21 585 млн рублей или 100,9 % от годового плана (относительно фактических доходов 2014 года - 115,1 %). По итогам 2015 года Фондом израсходованы средства в сумме 21 581 млн рублей или 100,6 % от годового плана (относительно расходов 2014 года - 112,0 %). · В связи с изменениями федерального законодательства субъекту РФ в 2016 году предписано установить случаи и сроки приведения региональных государственных программ в соответствие с законом о бюджете текущего года. Согласно принятому соответствующему областному закону государственные программы Волгоградской области, в случае их несоответствия закону о бюджете на 2016 год, необходимо привести в соответствие с ним в срок до 31 декабря 2016 года. · Реализация принятого закона «Об установлении на 2017 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда» в размере 1,53657 позволит приблизить величину налога, уплачиваемого иностранными гражданами, к средней сумме налога на доходы физических лиц, исчисленного по ставке 13 процентов в отраслях «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «строительство». · Внесены коррективы в закон «О бюджетном процессе в Волгоградской области». В частности, предполагается направление экономии, сложившейся по результатам закупок товаров, на финансирование социально-значимых расходов, в том числе на предоставление мер социальной поддержки, выплату стипендии, оплату расходов на питание, медикаменты, на оплату труда и расходов, связанных с начислениями по оплате труда. Продолжалась работа по корректировке законов, регулирующих налоговые правоотношения.
В соответствии с изменениями, внесенными в областной закон «О налоге на имущество организаций» в течение 2016 года: · отменена льгота организациям потребительской кооперации Волгоградской области - в отношении имущества, используемого ими для осуществления своей уставной деятельности, поскольку льгота по результатам оценки эффективности налоговых льгот, признана неэффективной. Вместе с тем, от уплаты налога на имущество освобождены товарищества собственников недвижимости, ассоциаций (союзов), которые созданы для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства - в отношении имущества, предназначенного для обеспечения в пределах территории таких организаций потребностей их членов в проезде, охране водоснабжении и водоотведении, электро-, газо- и теплоснабжении; · в целях поддержания благоприятного инвестиционного климата на территории региона организации-инвесторы получили возможность воспользоваться льготой по налогу на имущество в течение календарного года, а именно по окончании отчетного периода, в котором в установленном законодательством порядке объект налогообложения был принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств; · установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Вместе с тем, с целью недопущения резкого увеличения финансовой нагрузки на строительную и смежные с ней отрасли, установлен «льготный период». Это дает возможность добросовестным налогоплательщикам в течение 12 месяцев оформить правоустанавливающие документы, произвести предпродажную подготовку имущества, а также найти потенциального покупателя и осуществить сделку купли-продажи. Рассмотрен и принят в 1 чтении ряд законопроектов о дополнительных налоговых льготах инвесторам. · В частности, в соответствии с изменениями закона Волгоградской области «О ставках налога на прибыль организаций» предусмотрено снижение с 1 января 2017 года ставки налога на прибыль, подлежащей зачислению в областной бюджет, с 20% до 10% для организаций - участников региональных инвестиционных проектов и до 5% для участников специальных инвестиционных контрактов. · Благодаря корректировке закона Волгоградской области «О налоге на имущество организаций», которая уточняет применение льготы, освобождающей инвесторов от этого налога в отношении имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта, данной налоговой преференцией смогут воспользоваться организации, осуществляющие долгосрочные вложения. · Дополнительные требования для включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов устанавливаются принятым в 1 чтении проектом закона Волгоградской области «О реализации отдельных положений главы 3.3. Налогового кодекса Российской Федерации». В рамках принятых постановлений о поручениях Волгоградской областной Думы контрольно-счетной палате Волгоградской области предложено включить в план работы КСП на 2016 проверку финансово-хозяйственной деятельности Волжского филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер» и проверку отдельных вопросов исполнения бюджета городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области за 2015 год. Также с целью включения ряда предложений депутатов в план работы 2017 года принято постановление «О поручении Волгоградской областной Думы контрольно-счетной палате Волгоградской области на 2017 г.». В частности, контролирующему органу предложено провести анализ государственной программы «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Волгоградской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» на 2016-2025 годы на предмет соответствия запланированных к созданию новых мест потребностям муниципальных образований Волгоградской области; мониторинг Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу с учетом риск-ориентированного подхода за 2016 год и 1 полугодие 2017 года; проверку эффективности и целевого использования субсидий из областного бюджета, предоставленных комитетом жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области муниципальным образованиям Волгоградской области на обводнение населенных пунктов в 2015-2016 годах и истекшем периоде 2017 года и другие мероприятия. Законодательство в сфере экономики, промышленной политики и предпринимательской деятельности Значительное внимание в 2016 году уделено работе над региональным законодательством в сфере экономики, промышленной политики и предпринимательской деятельности. · В целях дальнейшего совершенствования инвестиционного законодательства с учетом сформировавшейся правоприменительной практики в областной закон «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов» трижды были внесены изменения, касающиеся расширения перечня критериев. В частности установлено, что в соответствии с соглашением, заключенным с органом местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области и (или) органом государственной власти области, объем средств, безвозмездно вкладываемых юридическим лицом в реконструкцию, капитальный ремонт, благоустройство объектов социально-культурного или коммунально-бытового назначения, расположенных в муниципальном образовании, на территории которого планируется реализация инвестиционного проекта, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и (или) строительство таких объектов, безвозмездно передаваемых юридическим лицом в муниципальную или государственную собственность, составляет не менее 100 миллионов рублей. Масштабность инвестиционного проекта подтверждается размером минимального объема вкладываемых средств. При этом, порядок принятия решения о возможности предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов осуществляется в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами Волгоградской области и соглашениями, заключенными с органами местного самоуправления или органами государственной власти Волгоградской области, что позволяет сбалансировать интересы инвесторов и общества. · Еще одно изменение внесено в закон для решения проблемы так называемых «обманутых дольщиков». Перечень отраслевых показателей в сфере жилищного строительства дополнен новым критерием, предусматривающим обеспечение юридическим лицом завершения строительства и ввода в эксплуатацию не менее одного «проблемного объекта». При этом предложено не устанавливать для таких инвестиционных проектов соответствие критерию «общий объем инвестиций, предусмотренных инвестиционным проектом» в качестве обязательного условия. · Корректировкой закона, проведенной в декабре 2016 года, сформирован правовой механизм, позволяющий осуществлять строительство транспортно-пересадочных узлов посредством привлечения внебюджетных средств. Для принятия решения о предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов, соответствующие условия реализации данных проектов будут рассматриваться органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления городских округов. Кроме того, в соответствии с поправкой положения закона дополнены нормой о необходимости сноса выведенных из эксплуатации объектов капитального строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае нахождения этих объектов на испрашиваемом для строительства жилья земельном участке. Принятый в 1 чтении проект закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области» направлен на уточнение условий предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности, а так же документов прилагаемых к заявке и отчету о реализации инвестиционного проекта предоставляемых в уполномоченный орган. Законопроект будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата на территории области, так как позволит воспользоваться налоговой льготой организациям-инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты. · В целях дальнейшего развития малого и среднего бизнеса проведена корректировка областных законов «О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» и «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области». Расширены полномочия исполнительного органа государственной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства в части организации и осуществления в установленном порядке оценки и мониторинга соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, а также в части утверждения перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным дополнением такого перечня. · В целях приведения отдельных норм Закона Волгоградской области «Об областных парках развития экономической деятельности» в соответствие с федеральным законодательством внесены изменения в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ. · Уточнены отдельные положения областного закона «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов». С 1 января 2016 года оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных актов проводится только в отношении проектов муниципальных актов городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, за исключением проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы и регулирующих бюджетные правоотношения. · В соответствии с проведенной корректировкой продлен срок действия Законов Волгоградской области «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области в 2016 году» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по компенсации (возмещению) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, связанных · С целью приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства проведена корректировка ряда статей регионального закона «О международных и внешнеэкономических связях Волгоградской области», направленная на совершенствование правового регулирования отношений по согласованию проектов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Волгоградской области и государственной регистрации этих соглашений. · Внесены изменения в Закон Волгоградской области · В соответствии с проведенной корректировкой областного закона «О некоторых вопросах осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Волгоградской области» утвержден порядок осуществления регионального государственного контроля при проведении плановых рейдовых осмотров за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных Федеральным законом №69-ФЗ и правилами перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
Законодательство в сфере государственного строительства, государственной гражданской и муниципальной службы и противодействия коррупции В течение 2016 года продолжалось совершенствование нормативной базы региона в сфере государственного строительства. · Внесены изменения в областной закон «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» . Нововведения касаются структурных подразделений и аппарата администрации Волгоградской области. Комплексный план оптимизации направлен на повышение эффективности работы органов исполнительной власти и завершится в 1 квартале 2017 года. · Законодательно уточнен срок полномочий представителей Волгоградской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты Волгоградской области, расширен перечень оснований для досрочного прекращения их полномочий, а также определен порядок назначения представителей, в том числе в случае досрочного прекращения их полномочий. · Проведена корректировка закона «Об архивном деле в Волгоградской области» в части уточнения положений, касающихся передачи документов архивного фонда Волгоградской области. · Изменениями в закон «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» расширен перечень оснований, дающих право назначения пенсии за выслугу лет лицам, уволенным с государственной гражданской службы Волгоградской области, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет. · В соответствии с изменениями законов «О государственной гражданской службе Волгоградской области» и «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» введены новые квалификационные требования к специальности и направлению подготовки, необходимые для замещения должностей гражданской и муниципальной службы. Также конкретизированы условия назначения пенсии за выслугу лет и установлена обязанность по представлению сведений о размещении информации, позволяющей представителю нанимателя идентифицировать гражданских служащих в сети «Интернет». · В целях формирования высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы внесены изменения в закон «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области». В соответствии с ними органы местного самоуправления получили возможность осуществлять организацию подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе, также определен порядок заключения договора о целевом обучении между органом местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области и гражданином с обязательством последующего прохождения муниципальной службы. Кроме того закон дополнен нормой, ограничивающей присвоение классных чинов муниципальным служащим, имеющим взыскания за коррупционные правонарушения и муниципальным служащим, в отношении которых проводится проверка в целях противодействия коррупции. · Внесены изменения в областной закон «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области». В частности, определено, что уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случаев, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Продолжалось совершенствование региональной нормативной правовой базы региона в сфере противодействия коррупции. · В частности, установлен порядок сообщения депутатами Волгоградской областной Думы о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Аналогичный порядок установлен в отношении лиц, замещающих государственные должности, на которые они были назначены Волгоградской областной Думой, а также в отношении государственных гражданских служащих аппарата Думы. · Утверждено положение о порядке сообщения депутатами Волгоградской областной Думы и государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы в аппарате Волгоградской областной Думы о получении подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации. · В соответствии с федеральным законодательством разработано и принято положение о порядке принятия депутатами Волгоградской областной Думы почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия · Проведена корректировка областного закона «О государственных должностях Волгоградской области» в части уточнения порядка представления сведений о доходах лицами, замещающими государственные должности Волгоградской области и порядка проверки соблюдения лицами, замещающими государственные должности Волгоградской области, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции. · С учетом изменений федерального законодательства разработано и принято новое положение о предоставлении депутатами Волгоградской областной Думы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. · Разработано и принято постановление Волгоградской областной Думы «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», направленное на урегулирование вопросов, связанных с заключением трудового договора или гражданско-трудового договора государственным гражданским служащим, замещавшим должность государственной гражданской службы Волгоградской области в аппарате Волгоградской областной Думы. Законодательство о выборах и референдумах Приведена в соответствие с изменившимся федеральным законодательством нормативная правовая база региона, регулирующая избирательный процесс. В частности, внесены изменения в законы «О выборах Губернатора Волгоградской области», «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области», «О порядке отзыва Губернатора Волгоградской области» и другие. В соответствии с корректировкой законов о выборах Губернатора, депутатов Волгоградской областной Думы и в органы местного самоуправления в Волгоградской области, в частности, уточнено положение, регулирующее процедуру проведения проверки достоверности сведений о принадлежащих кандидатам на выборные должности ценных бумагах и находящихся на их счетах денежных средствах. Также законодательно установлено участие зарегистрированных объединений и кандидатов в совместных агитационных мероприятиях, а также исключительно личное участие кандидатов в дебатах. Существенные изменения внесены в институт наблюдения – изменен порядок уведомления о назначении наблюдателей в участковую избирательную комиссию, разрешено проводить в помещениях УИК фото- и видеонаблюдение. Уточнен порядок приобретения статуса кандидата. Внесены изменения в статьи, регламентирующие проведение предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума. Введено ограничение на использование в агитационных материалах изображений физических лиц, не являющихся кандидатами. Законодательство в сфере местного самоуправления В течение 2016 г. принят ряд законов, направленных на дальнейшее развитие правовой основы местного самоуправления.
· В соответствии с законом «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Волгоградской области» определены способы проведения опроса граждан, установлена минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе, а также определен срок и порядок проведения опроса граждан, требования к содержанию протокола о результатах опроса граждан, основание признания опроса граждан несостоявшимся. · Внесены изменения в областной закон «О торговой деятельности в Волгоградской области» в части закрепления полномочий органов местного самоуправления по установлению порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории городских округов, городских и сельских поселений. · Закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации в границах муниципальных образований Волгоградской области газоснабжения в части строительства и реконструкции объектов газоснабжения» позволит привлечь федеральное финансирование для газификации региона. В соответствии с нормативным правовым актом отдельные полномочия по сооружению местных газовых сетей до конца текущего года передаются органам власти Городищенского, Иловлинского, Ленинского, Руднянского муниципальных районов и городского округа – г. Михайловка, также прописан порядок расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление передаваемых регионом государственных полномочий. · Соответствующим законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2016 году на территории Волгоградской области. · В целях развития сети фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики в сельской местности внесены изменения в закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан в части проектирования, строительства и реконструкции объектов первичной медико-санитарной помощи», в частности, продлен срок наделения муниципалитетов указанными полномочиями до конца 2017 года. · В соответствии с принятым Законом Волгоградской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области по вопросам наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями Волгоградской области» 11 областных законов дополнены нормами, регулирующими права, обязанности органов местного самоуправления и государственных органов Волгоградской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий Волгоградской области, а также установлены единые требования к порядку осуществления контроля за исполнением переданных государственных полномочий, срокам и порядку предоставления отчетности, процедуре прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий. · В соответствии с внесенными в базовый закон изменениями, в целях обеспечения возможности участия наибольшего количества муниципальных образований Волгоградской области в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 года» отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации в границах муниципальных образований Волгоградской области газоснабжения в части строительства и реконструкции объектов газоснабжения наделены муниципальные районы и городской округ г. Михайловка. Также предусмотрено продление срока наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями до 31 декабря 2017 года. Законодательство об административной ответственности В течение 2016 года неоднократно вносились изменения в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности. · В частности, расширен перечень лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях по статье 14.9.3 Кодекса - нарушение дополнительных требований пожарной безопасности. Внесенные изменения позволили сделать механизм применения статьи более эффективным, устранить существующие пробелы правового регулирования, что особенно актуально в условиях особого противопожарного режима, трижды вводимого на территории Волгоградской области в текущем году. · Корректировка статей 2.4 и 2.7 Кодекса обеспечивает консолидацию усилий органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере обращения с отходами на территории поселений региона. · Добавленные нормы в ряд статей Кодекса позволяют должностным лицам контрольно-счетной палаты Волгоградской области, органов исполнительной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления, в полномочия которых входит осуществление государственного и муниципального финансового контроля, наиболее эффективно осуществлять свои контрольно-надзорные полномочия. · В связи с тем, что правоотношения в сфере организации азартных игр регулируются федеральным законодательством, статья 14.5 Кодекса, регламентирующая организацию и проведение азартных игр на улицах, рынках, вокзалах, в парках культуры, образовательных организациях, организациях здравоохранения и культуры, признана утратившей силу. Законодательство в сфере аграрной политики, экологии и использования природных ресурсов В течение года значительное внимание депутатского корпуса уделялось вопросам эффективного использования земельных и природных ресурсов Волгоградской области. · В мае на заседании Думы внесены изменения в законы об особо ценных сельхозугодиях и охраняемых природных территориях. Изменения статьи 8.5 закона Волгоградской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области» приняты в целях совершенствования правоотношений в сфере использования особо ценных продуктивных сельхозугодий - для предотвращения их перевода в другую категорию земель. В частности, поправки уточняют критерии отнесения сельхозугодий в областной перечень земель, использование которых для других целей не допускается. Таким образом, теперь в него будут включены все искусственно орошаемые земли сельскохозяйственного назначения. Ответственность за ведение регионального перечня возложена на администрацию Волгоградской области. · Отдельные полномочия администрации региона также уточнены изменениями закона «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области». В частности, конкретизировано, что органы исполнительной власти области принимают решения об изменении границ особо охраняемых территорий регионального значения. При этом действующий порядок предусматривает предварительное обсуждение таких решений экспертной группой с участием представителей общественности, а также на публичных слушаниях, проводимых среди жителей поселений, интересы которых этими решениями могут быть затронуты. · В целях содействия возвращению на село молодежи, получившей профессиональное образование, проведена корректировка областного закона «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств Волгоградской области» в части исключения требования об окончании молодыми специалистами образовательной организации именно сельскохозяйственного профиля, что позволит получить государственную поддержку окончившим иные учебные заведения и обеспечит сельскохозяйственную отрасль региона специалистами более широкого профиля. Кроме того уточнены критерии, которым должны соответствовать сельскохозяйственные товаропроизводители, а также крестьянские (фермерские) хозяйства Волгоградской области, к которым трудоустраиваются, либо уже работают молодые специалисты, претендующие на получение единовременной денежной выплаты. · Внесен ряд изменений в закон Волгоградской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», касающихся, в частности, расширения категорий граждан, которым предоставляется право на получение земельных участков в собственность бесплатно. Также уточнены отдельные положения закона, вызывающие затруднения в правоприменительной практике. · В соответствии с внесенными изменениями в закон «Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области» расширены полномочия органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды и обеспечения радиационной безопасности населения, в части мер по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Законодательство в сфере строительства и жилищно-коммунальной политики Актуальными темами в законотворческой деятельности депутатов в 2016 году оставались совершенствование стратегии развития строительного комплекса региона, соблюдения жилищных прав граждан, проведения капитального ремонта многоквартирных домов. На протяжении отчетного периода пять раз проводилась корректировка Градостроительного кодекса Волгоградской области. · Кодекс дополнен новой статьей, которая предусматривает, что планировка и застройка населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, строительство и реконструкция зданий без обеспечения открытого доступа к ним людей с ограниченными возможностями здоровья не допускается. Необходимость закрепления этой нормы в региональном законодательстве обусловлена присоединением России к Конвенции о правах инвалидов. · В новой редакции изложена статья Кодекса, устанавливающая случаи, при которых не требуется получение разрешений на строительство. Кроме того, в Кодекс внесены новые положения, направленные на повышение эффективности работы Градостроительного совета Волгоградской области. · В соответствии с изменениями федерального законодательства проведено изменение отдельных положений Кодекса, в частности расширены полномочия администрации региона в области градостроительной деятельности, а также дополнен перечень материалов по обоснованию генерального плана городского округа и генерального плана поселения. · Также установлен порядок подготовки и принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований; объектов регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которого планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу; для существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки правообладателями документации по планировке территории в целях их реконструкции и для объектов регионального значения, подготовленной субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса. · В целях реализации положений Градостроительного кодекса РФ установлены требования к составу и порядку деятельности комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципальных образований Волгоградской области и порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного на принятие решений о подготовке документации. · Корректировка регионального закона «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» произведена в соответствии с изменившимся федеральным законодательством. Изменения уточняют критерии признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, в случаях, когда претенденты уже занимают помещения жилищного фонда социального использования. Кроме того, введена норма, которая определяет, что граждане, принятые на учет соискателей жилья из фонда социального использования по договору найма в одном муниципалитете, а затем переселившиеся и получившие такое жилье в другом муниципалитете, продолжают оставаться в списках нуждающихся по предыдущему месту жительства. Также поправками уточнен перечень документов, прилагаемых гражданином при постановке на учет в качестве нуждающегося в социальном жилье, и порядок проверки представленных сведений.
· Для создания условий формирования рынка доступного наемного жилья и развития жилищного фонда некоммерческого использования на территории области подготовлен и принят закон «Об установлении случаев предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, некоммерческой организации, созданной Волгоградской областью или муниципальным образованием, расположенным на территории Волгоградской области, для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, и срока договора аренды такого земельного участка». Законом установлены два случая упрощенного предоставления земельных участков. В частности, если строительство наемных домов социального использования предусмотрено государственными программами Волгоградской области или муниципальными программами, а также, если аукцион на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования в отношении конкретного земельного участка признан несостоявшимся два раза подряд при условии, что с единственным участником такого аукциона не заключен договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования. Кроме того, срок, на который заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен законом в 25 лет. · В соответствии с принятым в окончательном чтении законом в 2017 году размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по сравнению с уровнем текущего года не изменился и составил 5,9 рублей за квадратный метр жилой площади. · В окончательном чтении принят закон «Об установлении доли для расчета объема средств фонда капитального ремонта, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта». В соответствии с ним на основании опыта реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», предлагается установить размер доли, равной 98 % от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде. Это позволит без риска для финансовой устойчивости регионального оператора задействовать на выполнение работ по капитальному ремонту максимальный объем денежных средств поступающих от собственников помещений.
Распределение рассмотренных и принятых Думой законопроектов по субъектам права законодательной инициативы в 2016 году
Схема распределения рассмотренных и принятых Думой законопроектов по субъектам права законодательной инициативы в 2016 году Схема распределения законо в по субъектам права законодательной инициативы в процентах от общего количества законов, принятых в 2016 году
Распределение принятых Думой законов между субъектами права законодательной инициативы в 2016 г. в сравнении с 2012/2015 годами
Схема распределения законо в по субъектам права законодательной инициативы в процентах от общего количества законов, принятых в 2012 - 2016 годах
Наиболее полно предоставленное Уставом Волгоградской области право законодательной инициативы реализуют депутаты Волгоградской областной Думы и Губернатор Волгоградской области. Удельный вес принятых законов по инициативе этих субъектов в 2012-2016 гг. стабильно высок и колеблется в границах 31-53% - у депутатов областной Думы и 35-54% - у Губернатора области. В течение 2016 года продолжилась практика взаимодействия общественных организаций региона с комитетами и комиссиями областной Думы. Свои предложения в проект регионального закона «О внесении В подготовке изменений в Социальный кодекс Волгоградской области, в некоторые законодательные акты Волгоградской области, регулирующие вопросы предоставления мер социальной поддержки, а также в работе над законом «Об установлении величины прожиточного минимума для пенсионеров в Волгоградской области на 2017 год» приняли участие Волгоградская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», Волгоградский областной Совет ветеранов, Общественная палата и Волгоградский областной Совет профсоюзов. Ассоциацией «Совет муниципальных образований Волгоградской области» разработаны и внесены в Волгоградскую областную Думу три проекта закона Волгоградской области «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Волгоградской области», «О внесении изменений в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД» и «О внесении изменений в Закон Волгоградской области В работе комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, жилищной политике и строительству принимали участие представители Общественной палаты Волгоградской области, общественных советов при комитете строительства и комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области и некоммерческого партнерства «Союз проектировщиков Волгоградской области». К работе над законопроектом «О внесении изменений в Закон Волгоградской области «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» комитетом Думы по охране здоровья в качестве в качестве специалистов привлекались главные врачи, заведующие отделениями медицинских учреждений региона, сотрудники Волгоградского государственного медицинского университета.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||