Волгоградская областная Дума
Итоги работы Волгоградской областной Думы 2009 года - 3. Законотворческая деятельность Печать
Индекс материала
Итоги работы Волгоградской областной Думы 2009 года
1. Общие итоги работы
2. Количественные данные о рассмотренных и принятых документах на заседаниях Думы:
3. Законотворческая деятельность
4. Совет Волгоградской областной Думы
5. Мероприятия, проведенные областной Думой
6. Деятельность областной Думы по контролю за исполнением законов Волгоградской области
7. Деятельность фракций Думы
Все страницы

3. Законотворческая деятельность

3.1 Анализ законотворческой деятельности регионального парламента в 2009 году показывает, что сфера социального законодательства продолжает оставаться в центре  внимания  депутатов.  Этому направлению посвящена  почти треть всех принятых законов (см. диаграмму).  В то же время в условиях кризиса наряду с принятием законов, регулирующих социальную сферу жизнедеятельности, ведется целенаправленная работа по организации поддержки реального сектора региональной экономики и пополнению доходной базы областного бюджета (25%),  развитию и укреплению агропромышленного комплекса области (7%). Не оставлено без внимания и законодательство, регулирующее вопросы государственного строительства – 17% и  местного самоуправления – 10%

Отраслевая структура законов, принятых в  2009 году,   по сферам законотворчества
itogi2009

В рассматриваемом периоде основной упор депутатами был сделан на  обеспечение поддержания стабильности в экономике и социальной сфере нашего региона. В числе наиболее значимых событий законотворческой деятельности областной Думы в 2009 году следует  отметить работу по  корректировке областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Корректировка, произведенная в январе 2009 года,   направлена на  реализацию программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии  с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В соответствии с  изменениями  выделено  300 млн. рублей  на приобретение в государственную собственность Волгоградской области жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых находится на завершающем этапе.

Изменения, внесенные законом от 25 февраля предусматривают финансирование дополнительных мероприятий  по снижению напряженности на рынке труда.  В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации была разработана региональная «Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке  труда Волгоградской области», на реализацию которой выделены средства из областного бюджета и  предоставлена субсидия из федерального бюджета.

Объективная необходимость   пересмотра основных  параметров областного бюджета в июне и ноябре текущего года обусловлена кризисными явлениями, а также изменениями федерального бюджета, причем все поправки вносились исходя из условия сохранения финансирования всех первоочередных социальных расходов.

С целью оказания в кризисных условиях помощи хозяйствующим субъектам региона принят закон  «О государственной поддержке промышленных предприятий Волгоградской области». Согласно ему помощь предоставляется в виде компенсации процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях промышленными предприятиями, сохраняющими рабочие места. Компенсация производится ежемесячно за счёт средств областного бюджета в размере одной третьей ставки рефинансирования Центробанка РФ.

Особая роль в антикризисных программах отводится малому  бизнесу как основному источнику создания новых рабочих мест. В  его интересах  принят областной закон, в соответствии с которым  в три раза была снижена ставка налога для малых предприятий, которые специализируются на строительном или обрабатывающем производстве и пользуются упрощенной системой налогообложения.

Закон «О стандартах качества оказания государственных услуг Волгоградской  области» разработан  в связи с реализацией на территории  региона  программы реформирования региональных финансов на 2008-2009 годы. От принятия закона зависела дальнейшая реализация  мероприятий  запланированных программой,  а также выполнение требований федерального законодательства. Законом утверждены основные принципы правового регулирования     отношений,  возникающих при разработке, принятии, применении стандартов качества оказания государственных услуг.

Законодательно определен порядок определения размера части прибыли государственных унитарных предприятий Волгоградской области, подлежащей перечислению в областной бюджет – соответствующий закон принят Думой и вступает в силу с 1 января 2010 года.

Продолжена работа по совершенствованию областной  законодательной базы о земельных ресурсах. Депутатами   внесены   изменения  в   закон «О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных  пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на территории Волгоградской области». Благодаря указанным изменениям,  в процесс принятия  решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов помимо органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, вовлечены    также   органы местного самоуправления муниципальных районов. Это  способствует установлению в регионе прозрачных процедур, необходимых для принятия обоснованных решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов, учитывающих интересы муниципального образования в целом.

В рамках подготовки  нормативно-правовой базы к выборам в  октябре 2009 г. в органы местного самоуправления приведен в соответствие с федеральным законодательством   закон «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области». Изменения коснулись исключения института избирательного залога как формы обеспечения выдвижения кандидатов на выборах. Кроме того, внесен ряд положений, направленных на совершенствование избирательного законодательства Волгоградской области.

В целях  реализации федеральной  программы по борьбе с коррупцией   депутатами     внесены     изменения    в     областные     законы «О   государственной    гражданской   службе    в     Волгоградской области»    и «О государственных должностях Волгоградской области». Законодательно регламентирована обязанность государственного гражданского служащего представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного    характера. Кроме    того, внесены   ограничения   для    лиц, замещающих государственные должности Волгоградской области.

Для создания дополнительного нормативного инструментария в рамках     антикоррупционой     политики       областными парламентариями     одобрен     закон    «О дополнительных   мерах    по противодействию коррупции в Волгоградской области». В нем систематизированы полномочия региональных органов  государственной власти Волгоградской области в этой сфере, регламентирована деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, создана основа для разработки и реализации целевых программ противодействия коррупции.

Благодаря корректировке закона «О культуре и искусстве в Волгоградской области» уточнен стаж работника культуры при расчете отпуска: теперь к трудовому стажу отнесено время работы во всех регионах России, а не только в Волгоградской области.

Для определения размера социальной доплаты к пенсии, предусмотренной  федеральным законодательством законом области  установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров Волгоградской области на 2010 г. в размере 4284 рубля, в соответствии с прогнозными показателями инфляции и системы цен до 2012 г.

Законодательно определены дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий педагогических  работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений области  - при наличии медицинских показаний педагоги, имеющие профессиональный трудовой стаж на территории области не менее 10 лет,  обеспечиваются путевками для оздоровления в областных  санаторно-курортных учреждениях.

Изменениями в Закон Волгоградской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан бесплатно» расширен перечень категорий граждан, которым предоставлено это право. В него включены  лица, удостоенные звания Почетного гражданина муниципального района, а также молодые семьи, проживающие в сельских поселениях и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В целях законодательного регулирования  вопроса предоставления жилья участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, не вставшим на учет до 1 марта 2005 года,  областными парламентариями принят закон «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

Особое внимание Дума уделяет вопросам защиты семьи и детства.

На основании  изменений,  внесенных в закон «О дополнительном единовременном денежном пособии при рождении ребенка» расширена категория получателей государственных пособий.

Депутатами внесены изменения в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности, которые  предусматривают установление административной ответственности родителей, предпринимателей и юридических лиц за нахождение детей в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах.

Изменения  статьи 7 закона «Об образовании в Волгоградской области»  позволили за счет средств областного бюджета осуществлять обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования по программам профессиональной подготовки.

Для организации  единой правовой основы в целях реализации комплекса мероприятий по предупреждению причинения вреда здоровью детей,  их  физическому, интеллектуальному, психическому, нравственному и духовному    развитию,     защите    детей    от  подобной информации и агитации  в регионе  областной Думой приняты соответствующие законы.  В них устанавливаются перечень мер по защите детей, а также определяется компетенция органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и граждан в данной сфере правоотношений.

Проведена корректировка областного закона «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью» благодаря которой размер выплат на содержание ребенка проиндексирован на десять с половиной процентов.

Разработан и принят в  первом чтении законопроект «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области», направленный  на поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для  молодых людей из социально незащищенных категорий, или впервые ищущих работу по полученной специальности.

Не оставлены без внимания вопросы здравоохранения. В целях стимулирования донорства крови и ее компонентов  депутатами разработан закон, благодаря которому донорам крови предоставляется ряд мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета.

Законом «О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области»  установлены полномочия региональных органов власти в этой  сфере и определен порядок лекарственного обеспечения населения при оказании медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях.

Помимо принятия новых законов,  депутатами Думы совершенствуется действующая законодательная база, направленная на  охрану здоровья граждан. Так в закон «О противотуберкулезной помощи и предупреждении распространения туберкулеза в Волгоградской области»   введена норма, регламентирующая  предоставление гражданам, страдающим заразной формой туберкулеза, отдельного жилого помещения.

Внесены изменения в закон "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", благодаря которым откорректированы налоговые доходы бюджета территориального фонда, суммы межбюджетных трансфертов  из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по национальному проекту в сфере здравоохранения и суммы, фактически поступивших прочих доходов, а также учтено сокращение страховых взносов на неработающее население в 2009 году.

На решение вопросов  по сохранению, использованию и государственной охране памятников истории и культуры направлен принятый депутатами закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области».

3.2. Сравнительные данные законотворческой деятельности Думы в 2009 году с 2004/2008 годами:

Принято нормативных актов

2004 г

2005 г

2006 г

2007 г.

2008 г.

2009 г.

законов

86

185

220

215

215

143

постановлений (без пост. о принятии законов) из них:

352

368

390

664

693

378

отзывов на проекты федеральных законов

11

10

28

17

28

12

законодательных инициатив в ГД

7

13

5

14

7

2

обращений Думы

14

26

11

29

16

4

депутатских запросов

3

5

8

9

5

3

 

 

Важное направление в деятельности областного представительного собрания - участие в федеральном законотворчестве. В рамках реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу ФС РФ в 2009 году  комитетом по организации государственной власти и местному самоуправлению были подготовлены поправки в проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", одобренные областной Думой. Федеральный закон принят с учетом  этих поправок.

В декабре областной Думой принято постановление «О проекте федерального закона № 80121-5 «Технический регламент «О требованиях к безопасности домового газового оборудования», подготовленное комитетом по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу в котором представлены  замечания и предложения к указанному проекту закона. Постановление направлено в адрес профильного комитета Государственной Думы.

Помимо этого в течение года комитетами  разработан  ряд законопроектов по изменению федерального законодательства. Подготовленный комитетом по социальной политике  проект федерального закона "О страховании пенсионных накоплений негосударственного пенсионного обеспечения физических лиц в негосударственных пенсионных фондах Российской Федерации" проходит согласование в профильных структурах администрации области.

Законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах", приравнивающий   несовершеннолетних жителей Сталинграда к категории ветеранов Великой Отечественной войны  и к лицам, проживающим в Ленинграде в период блокады, направлен на заключение в Правительство Российской Федерации.

В целях совершенствования  используется новый механизм подготовки законодательных инициатив в Государственную Думу -  на рассмотрение областной Думы выносятся законодательные  предложения, после их предварительного обсуждения  с коллегами из Государственной Думы. Такая  практика в 2009 году применялась в отношении ряда подготовленных комитетами законопроектов: «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации  «О налогах на имущество физических лиц» и статью 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Для устранения возникшего пробела в законодательстве в части организации лотерейной деятельности на территории Российской Федерации, комитетом по предпринимательству, малому и среднему бизнесу разработан законопроект  «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях». В нем предлагается конкретизировать требования, предъявляемые к лотерейному оборудованию, а также усовершенствовать меры администрирования при совершении уполномоченными органами разрешительных действий, необходимых для проведения лотерей.

В соответствии с законопроектом «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации  «О налогах на имущество физических лиц» и статью 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (комитет по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту) предлагается освободить от уплаты налога собственников,  стоимость имущества которых  составляет менее 100 тыс. рублей,

Подготовлена поправка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающаяся продления срока действия Федерального закона до 31 декабря 2012 года.

Помимо этого на заключение в Правительство направлялся разработанный депутатами комитета по социальной политике проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон  "О ветеранах", направленный на  предоставление мер социальной поддержки военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, принимавшим участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите российских граждан, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.

 

3.3. Распределение рассмотренных Думой законопроектов между субъектами права законодательной инициативы:

Субъекты права законодательной инициативы

Кол-во рассмот-ренных законо-проектов

Кол-во законов, принятых оконча-тельно

Удельный вес от общего числа принятых законов

1.

2.

3.

4.

Депутаты

77

69

48,3%

Глава администрации области

82

63

44,1%

Представительные органы МСУ

3

2

1,4%

КСП Волгоградской области

3

2

1,4%

начальник Главного управления МЮ РФ по ЮФО

2

2

1,4%

Прокурор Волгоградской области

6

3

2,0%

Председатель Волгоградского областного суда

2

2

1,4%

 

Схема распределения рассмотренных Думой законопроектов между субъектами права законодательной инициативы

itogi2009_1

Не использовали свое право законодательной инициативы в январе – июле 2009 года наделенные им субъекты: Волгоградский областной Совет профсоюзов; руководитель управления МНС РФ по Волгоградской области,  председатель арбитражного суда Волгоградской области,  члены СФ ФС – представители от Волгоградской области, депутаты ГД ФС РФ, избранные от Волгоградской области.

В 2009 году следует отметить возросшую активность  общественных организаций в рамках сотрудничества с комитетами областной Думы по внесению законодательных  предложений, поправок и участию в проводимых совещаниях, конференциях и «круглых столах». Практически  ни один социально значимый проект закона Волгоградской области не оставлен без внимания институтов гражданского общества. Основной вклад в этот процесс  внесен Общественной палатой Волгоградской области, практикующий  общественные слушания для проведения публичной независимой экспертизы законопроектов. Замечания и предложения членов палаты рассматривались  при подготовке  законопроектов по совершенствования бюджетного и  налогового законодательства, законодательной базы в сфере   земельных отношений, организации местного самоуправления.

Ассоциацией «Волгоградский университетский аграрный научно-образовательный комплекс» направлены  в адрес комитета по аграрной политике и природным ресурсам предложения, которые были учтены при подготовке проекта постановления Волгоградской областной Думы «О рекомендациях парламентского часа «Об актуальных проблемах развития животноводства в Волгоградской области». Весомый вклад в совершенствование регионального природоохранного законодательства внесен   представителями межрегиональной общественной организации  "Экологический парламент Волжского бассейна и Северного Каспия". Большую помощь комитету по социальной политике в подготовке ряда проектов законов   оказали члены Совета добровольного общества «Дети военного Сталинграда» г.Волжский и Волгоградской области, Волгоградское региональное отделение детского фонда.  Проект закона Волгоградской области "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки гражданам из подразделений особого риска"  подготовлен и внесен в социальный комитет региональной общественной организацией инвалидов Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации. Ряд предложений от  общественных организаций поддержки малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» и НП «Волгоградский актив предпринимателей» по совершенствованию федерального и областного законодательства был включен  комитетом по предпринимательству, малому и среднему бизнесу в примерный план законотворческих работ комитета на 2009 год и уже реализован, другие запланированы к рассмотрению в 2010 году.

3.4. Распределение принятых Думой законов между субъектами права законодательной инициативы в сравнении с 2004/2008 годами:

Субъекты права законода-тельной инициа-тивы

Количество принятых законов/

удельный вес от общего числа принятых законов

по годам

2004

2005

2006

2007

2008

 

 

2009

 

1

2

3

4

5

6

7

Депутаты

36/42%

100/54%

125/57%

116/54%

124/58%

 

69/48,3%

Глава администра-ции области

 

25/29%

 

72/39%

 

89/40%

 

82/37%

 

85/39%

 

 

63/44,1%

Представи-тельные органы МСУ

 

18/21%

 

13/7%

 

3/1,25%

 

2/1%

 

3/1,5%

 

2/1,4%

КСП Волгоградской области

 

-

 

-

 

1/0,5%

 

4/ 2%

 

1/0,5%

 

 

2/1,4%

Начальник управления МЮ РФ по Волгоградской области

 

6/7%

 

-

 

3/1,25%

 

9/ 4%

 

-

 

 

2/1,4%

Прокурор Волгоградской области

 

1/1%

 

-

-

 

2/ 1%

 

2/1%

 

 

3/2%

Председатель Волгоградского областного суда

 

-

 

-

 

-

 

1/ 0,5%

-

 

 

2/1,4%

Депутаты ГД РФ, от Волгоградской  обл.

 

-

 

-

 

-

 

1/0,5%

 

-

 

-

 

Из приведенных сведений можно сделать вывод, что в основном предоставленное Уставом (Основным законом) Волгоградской области право законодательной инициативы используют  депутаты Волгоградской областной Думы и глава администрации Волгоградской области. Удельный вес принятых законов по инициативе этих субъектов  в 2004-2009 гг. стабильно высок и колеблется в границах 44-58% - у депутатов областной Думы и 29-44% - у главы администрации области.

 

3.5. Планирование законотворческой деятельности Думы и исполнение плана

 

В  2009 года в соответствии с планом законотворческой работы Волгоградской областной Думы рассмотрено 20 законопроектов,  из них в окончательном чтении  принято 15 законопроектов.

Вне плана рассмотрено 74  законопроекта, инициаторами которых являлись депутаты областной Думы, прокурор области, председатели КСП и  областного суда, руководитель управления Министерства юстиции по Волгоградской области, представительные органы местного самоуправления. Это составляет 42% от общего количества рассмотренных законопроектов (175).

Помимо этого в 2009 году Думой рассмотрено 12 законопроектов, внесенных главой администрацией области в  соответствии с планом законопроектной деятельности администрации Волгоградской области на 2009 год, из них в окончательном чтении принято – 9.  Количество рассмотренных внеплановых законопроектов, инициатором которых являлся глава администрации области, составило 70  законопроектов.

С начала года Думой приняты все запланированные к рассмотрению постановления.



 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru