Волгоградская областная Дума
Итоги работы IV созыва Волгоградской областной Думы - Социальное законодательство Печать
Индекс материала
Итоги работы IV созыва Волгоградской областной Думы
Общие итоги работы
Законотворческая деятельность
Социальное законодательство
Законодательсво в бюджетной и налоговой сферах
Законодательство в сфере экономики, промышленной политики и предпринимательской деятельности
Законодательство в сфере государственного строительства и местного самоуправления
Законодательство в сфере аграрной политики, экологии и использования природных ресурствов
Законодательство в сфере строительства и жилищно-коммунальной политики
Распределение принятых Думой законов между субъектами права законодательной инициативы в течениие созыва 2009-2014 годов
Участие в федеральном законотворчестве
Совет Думы
Мероприятия Волгоградской областной Думы
Деятельность по контролю за исполнением законов Волгоградской области и постановлений Волгоградской областной Думы
Работа с обращениями граждан
Фракция ЕДИНАЯ РОССИЯ
Фракция КПРФ
Фракция ЛДПР
Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Все страницы

 

Социальное законодательство

В 2009-2014 годах депутаты особое внимание уделяли задачам развития социальной сферы области. С начала деятельности областной Думы четвертого созыва ежегодные расходы областного бюджета на реализацию мероприятий социальной политики увеличились практически в 2 раза.

 

Расходы областного бюджета на социальную политику, млн. рублей

 

Наименование

2009

факт

2010

факт

2011

факт

2012

факт

2013

факт

итого

План

2014

Социальная политика ВСЕГО

10 650,8

13 001,1

14 950,2

15 259,3

15 358,4

69 219,8

20 222,1

Пенсионное обеспечение

106,6

122,7

142,6

172,7

457,8

1 002,4

419,1

Социальное обслуживание

1 665,4

2 026,7

2 722,3

2 678,5

2 665,9

11 758,8

4 238,2

Социальное обеспечение

8 299,3

10 256,7

10 642,7

10 898,4

10 452,4

50 549,5

12 974,6

Охрана семьи и детства

57,0

45,0

1 310,0

1 383,6

1 557,2

4 352,8

2 276,0

Другие вопросы в области социальной политики

522,6

550,0

132,6

126,1

225,1

1 556,4

314,2

Особый акцент был сделан на дополнительной поддержке наименее социально защищенных категорий населения. В целях установления региональной социальной доплаты к пенсии ежегодно принимались региональные законы, устанавливающие величину прожиточного минимума пенсионера в Волгоградской области. Размер прожиточного минимума с 2010 г. возрос на 48% и в на 2014 год составил 6350 рублей.

Расширен перечень мер социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда, жертв политических репрессий. Проведена корректировка закона «О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы». В соответствии с ней установлено внеочередное оказание медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи.

Одобрен закон «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельным категориям участников Великой Отечественной войны». В соответствии с ним проживающим в регионе ветеранам, награжденным медалью «За оборону Сталинграда», и участникам Сталинградской битвы предоставляется ежемесячная денежную выплата на оплату 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с принятым законом «О дополнительной мере по предоставлению бесплатного проезда участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным медалью «За оборону Сталинграда» на территории Волгоградской области» предусмотрен бесплатный проезд данных категорий граждан на всех видах городского и пригородного общественного транспорта, а также на междугородном внутриобластном автомобильном и местных линиях внутреннего водного транспорта.

Проведенная корректировка областного закона «О ветеранах труда Волгоградской области» позволила устранить правовую неопределенность, возникающую при использовании термина «трудовой стаж работы», а также закрепить существующую практику подсчета трудового стажа, необходимого для установления права на присвоение звания «Ветеран труда Волгоградской области».

Внесены изменения в закон “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области”, которые исключают процедуру повторного присвоения звания “Ветеран труда” прибывшим для проживания на территорию Волгоградской области ветеранам с удостоверением, выданным в соответствии с законодательством других регионов Российской Федерации. Это позволяет гражданам оперативно воспользоваться правом на оказание социальной поддержки.

Кроме того, право на социальную поддержку получили проживающие на территории области члены семей военнослужащих, погибших в мирное время при исполнении обязанностей военной службы.

С принятием закона «О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области и социально-ориентированных некоммерческих организаций» государственную поддержку получили организации инвалидов и ветеранов, творческие союзы, благотворительные и другие организации, играющие важную роль в социальном, духовном и культурном развитие Волгоградской области.

В сфере особого внимания депутатов областной Думы в течение парламентского созыва 2009-2014 годов - обеспечение прав детей и поддержки семьи в Волгоградской области Законотворческая деятельность Волгоградской областной Думы в этой области характеризуется разработкой и принятием свыше 40 областных законов, регулирующих отношения по ряду значимых проблем.

В 2009 году был принят закон, определяющий меры по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Волгоградской области. Кроме того введена административная ответственность родителей и должностных лиц за безнадзорное появление детей в общественных местах ночное время.

Законодательно закреплены права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, на полное государственное обеспечение.

Для дальнейшего развития положений областного законодательства в части защиты жилищных прав детей - сирот внесены изменения в законы «Об органах опеки и попечительства» и «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области». Полномочия органов опеки и попечительства дополнены положениями о необходимости информирования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также законных представителей, об их праве на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм и разъяснения порядка его осуществления.

С 1 января 2013 года в соответствии с федеральным законодательством начал действовать новый порядок предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно изменениям, на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы этих детей. В этой связи подготовлен и принят областной закон «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области», в ходе реализации которого создается специализированный жилищный фонд из более чем трех тысяч жилых помещений, которыми предполагается обеспечить детей-сирот.

За последние годы в области разработан и реализуется комплекс мер социальной поддержки семей с детьми. С учетом анализа состояния демографической и социально-экономической ситуации в регионе, спектр социальной поддержки постоянно расширяется. Оказание материальной помощи семьям, имеющим детей за счет средств областного бюджета - одна из эффективных мер, направленных на улучшение экономических условий жизнедеятельности семей при решении социальных проблем детства.

В течение 2009-2014 годов продолжалась работа по совершенствованию основного закона демографической сферы «О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области», в соответствии с которым определены организационные основы для проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми. В соответствии с внесенными изменениями, в частности, предусмотрена выплата родительского капитала в размере 40,7 тысяч рублей при рождении третьего и последующих детей, независимо от среднедушевого дохода семьи. Размер родительского капитала подлежит ежегодной индексации.

Законодательно установлены дополнительные меры социальной поддержки неработающим трудоспособным лицам (родителям), проживающим на территории области, осуществляющим уход за двумя и более детьми-инвалидами в виде ежемесячной денежной выплаты.

Определены правовые и организационные основы организации отдыха и оздоровления детей Волгоградской области, в их числе: предоставление путевок в организации отдыха и оздоровления детей с полной или частичной оплатой их стоимости за счет средств областного бюджета; выплата гражданам компенсации части стоимости приобретенных путевок в детские оздоровительные лагеря, расположенные на территории Российской Федерации.

Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед региональной властью стало создание многодетным семьям режима наибольшего благоприятствования. В этих целях разработаны и приняты областные законы о предоставлении бесплатных земельных участков в собственность многодетных семьей для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или садоводства, огородничества и дачного строительства, установлены предельный размер и порядок предоставления таких участков в собственность бесплатно. Кроме того, в соответствии с корректировкой законодательства, проведенной в 2013 году, многодетной семье, поставленной на учет, гарантируется предоставление земельного участка вне зависимости от достижения впоследствии детьми возраста, установленного законом или окончания ими учебного заведения.

Законодательно до 1000 рублей увеличена ежегодная дотация многодетным семьям на подготовку ребенка к школе. Размер дотации ежегодно индексируется с учетом уровня инфляции.

Ряд принятых в течение четвертого созыва нормативных правовых актов был направлен на законодательное регулирование сферы образования и культуры. Разработана новая редакция закона «Об образовании в Волгоградской области» , который в соответствии с федеральным законодательством предусматривает ряд нововведений в части правового регулирования отношений в сфере образования.

В целях обеспечения социальной поддержки обучающихся в государственных образовательных учреждениях Волгоградской области начального профессионального образования и студентов государственных образовательных учреждений Волгоградской области среднего профессионального и высшего профессионального образования законодательно установлена индексация на 6% нижнего предела стипендий. На эти цели в бюджете предусмотрено почти 3 млн. рублей.

Законодательно установлен порядок и условия назначения и выплаты государственной академической стипендии и государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, именных стипендий обучающимся в образовательных организациях высшего образования, профессиональных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, расположенных на территории Волгоградской области, а также предоставления обучающимся мер социальной поддержки.

Проведена корректировка закона «О государственных социальных гарантиях молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках Волгоградской области». С учетом уважительных причин продлевается срок, в течение которого молодым специалистам необходимо приступить к работе в государственном или муниципальном учреждении после окончания высшего или среднего специального учебного заведения и иметь возможность при этом пользоваться установленными социальными гарантиями.

В свете реализации инициативы Председателя Правительства В. В. Путина по модернизации общего образования, депутаты внесли ряд изменений в областной бюджет. Это дало возможность с 1 сентября 2011 года повысить заработную плату педагогам государственных образовательных учреждений Волгоградской области на 11%, а педагогическим работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений – на 30%. Таким образом, оплата труда учителей и воспитателей детских садов была приведена в соответствие со средним уровнем заработной платы в промышленности региона.

Изменения областного закона «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области» позволили распространить на граждан, работавших специалистами дошкольных учреждениях, находившихся ранее на балансе совхозов или колхозов, и вышедших на пенсию, право на меры социальной поддержки по возмещению расходов по оплате жилья, электроосвещению и отоплению.

В соответствии с принятым законом с 1 января 2012 установлено денежное поощрение лучшим педагогическим работникам учреждений дошкольного и дополнительного образования детей по итогам областного конкурса за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования детей в Волгоградской области, в целях стимулирования преподавательской и воспитательной деятельности, их социальной поддержки, развития творческого и профессионального потенциала.

Введено Почетное звание «Заслуженный педагог Волгоградской области». Закон подготовлен в связи с объявлением Президентом Российской Федерации 2010 года Годом учителя и направлен на поощрение и стимулирование труда педагогических работников, а также на повышение их социального статуса. Закон распространяется на педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов, проживающих в Волгоградской области на момент присвоения звания и имеющих стаж работы в системе образования в Волгоградской области не менее 15 лет.

Необходимость принятия регионального закона «О представлении иных межбюджетных трансфертов на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территории сельских поселений Волгоградской области и их работникам» обусловлена возможностью получения регионом федерального трансферта на поддержку сельских домов культуры, клубов и библиотек. Согласно принятому Думой документу и по результатам проводимых в регионе конкурсов, сельские учреждения культуры и их работники могут претендовать на ежегодную государственную поддержку, начиная с 2013 года. Денежные поощрения вручаются за создание творческих проектов, направленных на сохранение и пропаганду народных традиций региона, а также за приобщение детей и взрослых к достижениям отечественной и мировой культуры.

Законодательно определен механизм предоставления межбюджетных трансфертов для комплектования книжных фондов библиотек муниципальных образований Волгоградской области.

В апреле 2012 года внесены изменения в закон «Об уполномоченном по правам ребенка в Волгоградской области» и Кодекс об административной ответственности Волгоградской области. В соответствии с ними положения законов получили законодательное развитие в части функционирования Совета по правам ребенка при Правительстве Волгоградской области. Помимо этого предусматривается установление административной ответственности за воспрепятствование деятельности и вмешательство в деятельность уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области аналогичной Уполномоченному по правам человека в Волгоградской области.

Внесены изменения в Закон Волгоградской области «О прожиточном минимуме в Волгоградской области» с учетом изменений Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», в котором в новой редакции изложено понятие «потребительская корзина», изменен порядок ее разработки, принятия методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ.

В сфере здравоохранения, развития физической культуры и спорта, молодежной политике в течение созыва 2009-2014 гг. также был разработан ряд значимых нормативных правовых актов. В целях стимулирования донорства крови и ее компонентов депутатами разработан закон, благодаря которому донорам крови предоставляется ряд мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета.

Законом «О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области» установлены полномочия региональных органов власти в этой сфере и определен порядок лекарственного обеспечения населения при оказании медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях.

Совершенствовался закон «О противотуберкулезной помощи и предупреждении распространения туберкулеза в Волгоградской области», так, в частности одной из корректировок введена норма, регламентирующая предоставление гражданам, страдающим заразной формой туберкулеза, отдельного жилого помещения.

Внесены изменения в закон «О мерах социальной поддержки медицинских, фармацевтических и иных работников государственных организаций здравоохранения Волгоградской области», необходимость которых обусловлена введением новой системы оплаты труда медицинских работников, отличной от оплаты труда работников на основе единой тарифной сетки.

Благодаря корректировке базового закона в феврале 2012 г расширен перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, государственные полномочия по организации оказания которой передаются органам местного самоуправления.

В связи с изменением федерального законодательства об охране здоровья граждан и переходом полномочий по организации оказания всех видов медицинской помощи к субъекту Российской Федерации проведена соответствующая корректировка регионального закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области отдельными государственными полномочиями Волгоградской области в сфере здравоохранения».

Законодательно регламентировано обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет - определены медицинские показания, сроки назначения полноценного питания и категории граждан, имеющих это право.

Исходя из необходимости создания условий для гражданского становления и социального развития молодых людей, реализации их потенциала, разработана новая редакция закона «О государственной молодежной политике в Волгоградской области». Законодательно урегулированы отношения, возникающие в связи с определением и реализацией молодежной политики как части единой государственной политики в сфере социально-экономического, политического и культурного развития Волгоградской области, а также установлены ее организационные основы и направления деятельности. В целях сохранения действующих и создания новых рабочих мест для молодежи депутатами принят закон, по которому частично компенсируются расходы работодателям, предоставляющим рабочие места для молодежи в возрасте от 16 до 18 лет из социально незащищенных категорий, а также для молодых людей в возрасте до 30 лет из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, ищущих работу впервые по полученной специальности в течение года со дня окончания образовательного учреждения.

Учитывая заслуги спортсменов-олимпийцев, призеров Олимпийских, Паралимпийских и Сурдолимпийских игр и тренеров, их подготовивших, установлено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты для серебряных и бронзовых призеров и их тренеров.

Законодательно урегулированы отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам РФ на территории региона в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

В целях дальнейшего развития существующей системы рассмотрен законопроект, регулирующий отношения, возникающие при осуществлении органами государственной власти Волгоградской области полномочий в сфере социального обслуживания населения. В соответствии с ним помимо распределения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, установлен перечень предоставляемых социальных услуг, установлена предельная величина среднедушевого дохода для предоставления таких услуг бесплатно и определены меры социальной поддержки работников организаций социального обслуживания.

 



 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru