Волгоградская областная Дума
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА о результатах контроля за исполнением Закона Волгоградской области от 7 апреля 2005 года № 1044-ОД "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области" и Закона Волгоградской области от 5 мая 2011 года № 2183-ОД "О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования" Печать

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

о результатах контроля за исполнением Закона Волгоградской области

от 7 апреля 2005 года № 1044-ОД "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области"
и Закона Волгоградской области от 5 мая 2011 года № 2183-ОД "О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования"

 

В соответствии с Постановлением Волгоградской областной Думы от 24.01.2013 г. № 79/3443 "О примерном плане работы Волгоградской областной Думы по контролю за исполнением законов Волгоградской области и постановлений Волгоградской областной Думы на 2013 год", изучена практика применения Закона Волгоградской области от 7 апреля 2005 года № 1044-ОД "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области" и Закона Волгоградской области от 5 мая 2011 года № 2183-ОД "О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования".

Аналитическая записка выполнена на основе следующих материалов:

Закона Волгоградской области от 7 апреля 2005 года № 1044-ОД "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области";

Закона Волгоградской области от 5 мая 2011 года № 2183-ОД "О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования";

Информации прокуратуры Волгоградской области от 22 октября 2013года 7/1-10-2013;

Информации администраций муниципальных районов и городских округов (29 муниципальных образования).

В рамках проведения контроля за исполнением Закона Волгоградской области от 7 апреля 2005 года № 1044-ОД "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области" и Закона Волгоградской области от 5 мая 2011 года № 2183-ОД "О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования" изучено федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ, направленное на урегулирование вопросов подачи уведомления о проведении публичных мероприятий, использования специально отведенных мест для проведения подобных мероприятий, определения мест, в которых запрещается проведение таких мероприятий, а также обеспечение условий для проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования на объектах транспортной инфраструктуры. Во всех субъектах приняты региональные законы, в соответствии с требованиями Федерального Закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании" (далее - Федеральный Закон). Федеральный Закон устанавливает полномочия субъектов РФ в части принятия нормативно-правовых актов, направленных на реализацию норм указанного Федерального Закона.

Все регионы соответствующим законом регламентируют порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также определяют порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельную численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется. Также региональным законодательством устанавливаются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Отдельным нормативным правовым актом регламентируется порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования. В региональном законодательстве определяется минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими пикетирование, проводимое одним участником; определяются места дополнительно к установленным статьей 8 Федерального закона, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается.

В рамках проводимого анализа в законодательстве субъектов было выявлено, что в ряде субъектов (43 субъекта), расстояние между лицами, осуществляющими пикетирование, проводимое одним участником, составляет 50 метров, в четырех – 40 метров, расстояние в 30 метров предусмотрено также в 4 субъектах, 25 метров – в трех, 10 метров - в двух. В Волгоградской области наряду с двумя субъектами такое расстояние должно составлять 20 метров. В тоже время в большинстве субъектов определены места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций с указанием минимального расстояния до зданий и сооружений, а также используется понятие территорий, непосредственно прилегающих к указанным зданиям и сооружениям.

Необходимо отметить, что в ряде субъектов предусмотрен один закон, регулирующий вопросы установления порядка подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий и порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования.

В тоже время ни в одном из субъектов Российской Федерации кроме Волгоградской области законодательством не предусматривается перечень праздничных дней, в которые ограничения снимаются.

Контроль за исполнением Закона Волгоградской области от 7 апреля 2005 года № 1044-ОД "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области"

Закон Волгоградской области от 7 апреля 2005 года №1044-ОД "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области" (далее - Закон) определяет порядок подачи уведомления о проведении публичных мероприятий на территории Волгоградской области, порядок использования единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по актуальным проблемам преимущественно общественно-политического характера, а также места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций.

В рамках проводимого анализа был составлен запрос в администрации муниципальных районов и городских округов об исполнении норм рассматриваемого закона. 13 муниципальных районов представили информацию о том, что на территории этих муниципальных районов публичные мероприятия не проводились с 2008 года по настоящее время. Оставшиеся муниципальные образования сообщили о реализации отдельных норм закона и своих предложениях по совершенствованию нормативно-правового акта.

В соответствии со статьей 2 рассматриваемого закона уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором в письменном виде в двух экземплярах непосредственно исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

По информации, полученной из администрации Волгограда в Волгограде за 10 месяцев 2013 года состоялось 273 публичных мероприятий.

В администрации Волгограда прием уведомлений о проведении публичных мероприятий возложен на комитет общественной безопасности, казачества и административных органов (далее - комитет). Уведомление о проведении публичного мероприятия подается в комитет двух экземплярах, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия, при проведении пикетирования группой лиц не позднее трех дней до дня его проведения. Комитет, руководствуясь требованиями Федерального Закона, подтверждает документально получение уведомления. При нарушении сроков подачи уведомлений такие уведомления комитетом не принимаются.

В соответствии с пунктом 3 статьи глава местной администрации, получивший уведомление о проведении публичного мероприятия направляет его копии в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Волгоградской области и органы внутренних дел соответствующего муниципального образования.

Исходя из полученной информации от комитета общественной безопасности, казачества и административных органов администрации Волгограда, комитет направляет копии уведомлений о проведении публичных мероприятий в день их получения в адрес:

1. Администрации района города Волгограда, на территории которого проводится мероприятие;

2. Начальника Управления МВД России по Волгограду;

3. Начальника УФСБ РФ по Волгоградской области;

4. Начальника ГУ МВД России по Волгоградской области;

5. Прокурора Волгоградской области;

6. Главного федерального инспектора по Волгоградской области;

7. Первого заместителя Председателя Правительства Волгоградской области;

8. Начальника Центра по противодействию экстремизма ГУ МВД России по Волгоградской области;

9. Председателя комитета по информационной политики администрации Волгограда.

По информации администрации городского округа - город Волжский, в день получения уведомления его копии направляются в:

1. Управление по внутренней политике аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области,

2. Управление юстиции РФ по Волгоградской области,

3. УМВД по г. Волжскому,

4. отдел УФСБ по Волгоградской области в г. Волжском,

5. Прокуратуру г. Волжский.

В соответствии с информацией, полученной от администрации Городищенского района, копии уведомлений подаются в адрес Управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области, в Чернышковском районе, городе Камышин, Михайловка - на имя Губернатора Волгоградской области и органы внутренних дел муниципального образования с соблюдением установленных законов сроков.

В то же время администрация г. Волжского информирует о том, что за рассматриваемый период поступило два уведомления с нарушением срока подачи, о чем организаторы были письменно уведомлены о допущенных нарушениях, им было предложено подать уведомления в соответствии с действующим законодательством. В Среднеахтубинском районе за 2013 год одно уведомление было подано с нарушением установленных законом сроков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. рассматриваемого закона для проведения публичных мероприятий постановлением Губернатора Волгоградской области определяются специально отведенные места и устанавливается порядок их использования. Так, в рамках реализации указанного положения закона принято Постановление Губернатора Волгоградской области от 20 декабря 2012 года №1270 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальных образованиях волгоградской области"

Нормами закона также регулируются случаи направления организаторами нескольких публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время. В соответствии с поступившей информацией, случаев направления организаторами нескольких публичных мероприятий в специально отведенных местах не зарегистрировано ни в одном муниципальном образовании, за исключением города Волжского.

Администрация г. Волжского сообщает о том, что за период с 1 января 2013 года по 18 ноября 2013 года поступило 39 уведомлений о проведении организаторами нескольких публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и тоже время. Соответственно, состоялось 39 пикетов на улице Мира, которая является специально отведенным местом для проведения публичных мероприятий.

В соответствии с законодательством Волгоградской области проведение публичных мероприятий запрещается:

в зданиях аэропортов, железнодорожных вокзалов, образовательных и медицинских организаций, на территориях рынков, ярмарок и на расстоянии ближе ста метров от указанных зданий и территорий;

на расстоянии ближе ста метров от зданий, занимаемых Волгоградской областной Думой и Правительством Волгоградской области, а также зданий, помещений, занимаемых Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области, Управлением Федеральной миграционной службы по Волгоградской области, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Волгоградской области, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области и их структурными и территориальными подразделениями, а также Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, органами прокуратуры, воинскими частями и соединениями, противопожарной службой Волгоградской области, аварийно-спасательными службами и формированиями.

Закон Волгоградской области устанавливает, что вышеуказанные ограничения не распространяются на проведение публичных мероприятий в дни празднования Дня Победы, Дня России, Праздника Весны и Труда, Дня народного единства, Дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, Дня Октябрьской революции 1917 года.

Следует обратить внимание, что в соответствии с указанными положениями законодательства, публичные мероприятия в дни празднования Дня Победы, Дня России, Праздника Весны и Труда, Дня народного единства, Дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, Дня Октябрьской революции 1917 года могут быть проведены и зданиях аэропорта и железнодорожного вокзала, что по нашему мнению может повлечь нарушения в функционировании этих объектов транспортной инфраструктуры и создать условия нарушения общественного порядка.

Таким образом, необходимо изучить вопрос о внесении изменений в действующее законодательство в части не допущения таких последствий.

Дополнительно сообщаем, что в рамках своей деятельности прокурором Нехаевского района проводилась проверка, которой установлено, что Советом депутатов Кругловского сельского поселения с превышением предоставленных полномочий, утверждено положение о порядке проведения публичных мероприятий на территории указанного сельского поселения. Аналогичные нарушения законодательства вскрыты прокурором Нехаевского района в Родничковском и Солонском сельских поселениях. Прокурором района с соответствующие решения Советов депутатов указных сельских поселений опротестованы, противоречащие законодательству нормативно-правовые акты отменены.

Контроль исполнения Закона Волгоградской области от 5 мая 2011 года № 2183-ОД "О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования"

Закон от 5 мая 2011 года № 2183-ОД "О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования" (далее - Закон) направлен на обеспечение условий для реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие в проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Волгоградской области на объектах транспортной инфраструктуры. Пункт 2 статьи 8 Федерального Закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливает места, в которых запрещается проведения публичных мероприятий. К таким местам относятся территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов. Рассматриваемый закон регулирует порядок проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования. Соответственно, к ним относятся автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, автодорожные и автобусные станции, трамвайные и внутренние водные пути. Под транспортом общего пользования понимается автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт: автобусы, трамваи, троллейбусы, легковые и грузовые автомобили, водные суда, осуществляющие регулярную перевозку пассажиров согласно установленным маршрутам движения и (или) перевозку грузов, багажа и грузобагажа.

В соответствии со статьей 2 рассматриваемого закона организатор публичных мероприятий подает уведомление в исполнительно-распорядительный орган муниципального образования с соблюдением установленных законом сроков, с указанием количества и категории транспортных средств, маршрут их движения, включая протяженность, место начала и окончания маршрута, среднюю скорость движения этих средств. Уполномоченный орган в день получения уведомления направляет копии уведомления в адрес:

Органа исполнительной власти субъекта уполномоченный в сфере транспорта и дорожного хозяйства;

Администрацию муниципального образования или ее структурное подразделение, уполномоченное в сфере транспорта и дорожного хозяйства;

Территориальный орган Министерства внутренних дел РФ по Волгоградской области;

Территориальный орган федерального органа исполнительного органа, осуществляющего функции по надзору и контролю в сфере транспорта и дорожного хозяйства.

В соответствии с имеющейся информацией в адрес 26 муниципальных образований уведомления о проведении публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры не поступали.

По данным администраций Волгограда, Волжского и Суровикинского муниципального района при получении уведомлений о проведении публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры сроки направления копий уведомлений, установленных законом, соблюдаются.

В соответствии с требованиями закона уполномоченный орган в сфере транспорта и дорожного хозяйства обязан в срок не позднее следующего рабочего дня направить в уполномоченный орган заключение о пригодности либо мотивированное заключение о непригодности объекта транспортной инфраструктуры для проведения указанного мероприятия. Исходя из полученной информации, случаев предоставления заключения о непригодности объекта транспортной инфраструктуры для проведения публичного мероприятия не выявлено.

Предложения по результатам проведенного анализа практики применения Закона Волгоградской области от 7 апреля 2005 года № 1044-ОД "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области" и Закона Волгоградской области от 5 мая 2011 года № 2183-ОД "О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования"

1. Рассмотреть настоящую аналитическую записку на заседании постоянной комиссии по взаимодействию с общественными объединениями и средствами массовой информации с последующим рассмотрением на заседании комитета Волгоградской областной Думы по организации государственной власти и местному самоуправлению.

2. Рекомендовать Волжской городской Думе рассмотреть возможность внесения в Волгоградскую областную Думу законодательной инициативы об изменениях в Закон Волгоградской области от 7 апреля 2005 года № 1044-ОД "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области" в части дополнения п.3 ст. 2 Закона Волгоградской области от 7 апреля 2005 года № 1044-ОД "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области" текстом следующего содержания: "на расстоянии ближе ста метров от здания, занимаемого администрацией городского округа – город Волжский".

3. Рекомендовать Волгоградской городской Думе рассмотреть возможность внесения в Волгоградскую областную Думу законодательной инициативы об изменении п. 2. статьи 3 Закона Волгоградской области от 7 апреля 2005 года № 1044-ОД "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области" в части проведения публичных мероприятий в зданиях аэропортов, железнодорожных вокзалов, образовательных и медицинских организаций, на территориях рынков, ярмарок и на расстоянии ближе ста метров от указанных зданий и территорий.

4. Направить настоящую аналитическую записку в адрес Ассоциации "Совет муниципальных образований Волгоградской области" для учета в работе.

 

Консультант информационно-аналитического отдела М.С. Киселева

Начальник информационно-аналитического отдела О. В. Степанников

Заместитель председателя комитета по организации государственной власти и местному самоуправлению А.А. Бирюков

 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru