Волгоградская областная Дума
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА о результатах контроля за исполнением Закона Волгоградской области от 18 декабря 2002 года № 768-ОД "О порядке избрания представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области" Печать

Депутатам Волгоградской

областной Думы

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

о результатах контроля за исполнением Закона Волгоградской области

от 18 декабря 2002 года № 768-ОД "О порядке избрания представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области"

 

В соответствии с примерным планом работы Волгоградской областной Думы по контролю за исполнением законов Волгоградской области и постановлений Волгоградской областной Думы на 2013 год, утвержденным постановлением Волгоградской областной Думы от 24 января 2013 г. № 79/3443, изучена практика применения Закона Волгоградской области от 18 декабря 2002 года "О порядке избрания представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области".

Аналитическая записка выполнена на основе следующих материалов:

Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации");

Закона Волгоградской области от 18 декабря 2002 года № 768-ОД "О порядке избрания представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области";

Постановления Волгоградской областной Думы от 24 мая 2012 года № 64/2603 "Об избрании представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области";

Постановления Волгоградской областной Думы от 08 мая 2010 года № 22/706 "Об избрании представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области";

Постановления Волгоградской областной Думы от 24 сентября 2009 года № 10/303 "О досрочном прекращении полномочий А.А. Мохова в качестве представителя Волгоградской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты Волгоградской области";

Постановления Волгоградской областной Думы от 27 марта 2008 года № 3/139 "Об избрании представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области";

Информации, представленной Прокуратурой Волгоградской области от 27 февраля 2013 г. № 70-7-2013;

Информации, полученной от адвокатской палаты Волгоградской области от 15 марта 2013 года № 302;

Законодательства субъектов Российской Федерации.

В рамках проведения анализа практики применения Закона Волгоградской областной Думы от 18 декабря 2002 года № 768-ОД "О порядке избрания представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области" изучено законодательство субъектов РФ, направленное на регулирование отношений, связанных с определением порядка избрания законодательных (представительных) органов государственной власти в адвокатские палаты соответствующих субъектов.

Все изученные нормативные правовые акты субъектов разработаны в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 31 мая 2002 года "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и имеют различия в части установления требований к возрасту и стажу работы кандидатов для назначения в качестве представителя в адвокатской палате, формы отчетности перед законодательным (представительным) органом, а также субъектами выдвижения кандидатур.

В нижеприведенной таблице отражен анализ основных положений законодательства по субъектам.

 

Воз-раст

не менее 30 л

Воз-раст не менее 35л

Стаж

не менее

2 лет

Стаж

не менее 5 лет

Наличие отчетности

Отсутствие ограничений по количеству сроков подряд

Наличие ограничений по количеству сроков подряд

Количе-ство

15

17

3

28

3

3

2

Таким образом, исходя из аналитических данных, большинство из 45 субъектов, законы которых были изучены, конкретизируют нормы Федерального закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации". Так, статья 33 предполагает наличие в квалификационной комиссии от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации двух представителей. При этом представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания указанных представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъектов Российской Федерации.

В качестве требований, предъявляемым к представителям, чаще всего выступают требования к возрасту, стажу работы по юридической специальности, наличию высшего юридического образования, отсутствие судимости.

В то же время в законах некоторых субъектов встречаются нормы, регламентирующие предоставление декларации о доходах и имуществе претендентов на избрание в качестве представителей в адвокатской палате и членов их семей; определяющие сроки полномочий представителей в адвокатской палате; отличный порядок выдвижения кандидатов на избрание в качестве представителей в адвокатской палате.

В трех субъектах РФ - Ивановской и Смоленской областях и Чукотском автономном округе – сроки полномочий представителей в адвокатской палате совпадают со сроками полномочий квалификационной комиссии адвокатов. В 17 субъектах применяется практика выдвижения кандидатур общественными организациями, ВУЗами, Прокуратурой, Ассоциацией юристов, органами местного самоуправления, избирательные комиссии субъекта и в двух из них предусматривается самовыдвижение.

Таким образом, изучив законодательство 45 субъектов, можно сделать вывод о том, что практически все субъекты развили нормы федерального законодательства в соответствии с региональными особенностями и существующей практикой.

В Волгоградской области в соответствии с положениями Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" принят Закон Волгоградской области от 18 декабря 2002 года № 768-ОД "О порядке избрания представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области" (далее - Закон).

Настоящий закон определяет порядок избрания представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области. В соответствии с требованиями законодательства избирается 2 представителя сроком на 2 года. Кандидаты должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование, не совершавшими порочащих их поступков, не иметь судимости, а также не замещать государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являться адвокатами.

В соответствии со статьей 2 рассматриваемого закона представитель Волгоградской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет государственной власти или вызвать сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности представителя при осуществлении его полномочий члена квалификационной комиссии адвокатской палаты, а также и во внеслужебных отношениях.

Данная норма на наш взгляд, является декларативной, факт совершения представителем действий, направленных на умаление авторитета государственной власти или повлекшим такие последствия, трудно доказуемый и на сегодняшний день процедура какого-либо наказания за подобные факты отсутствует. В связи с чем представляется целесообразным доработать второй абзац статьи 2 рассматриваемого закона, предусмотрев меры ответственности представителей. Таким образом, необходимо внести в статью 3 рассматриваемого закона в качестве дополнительного основания для досрочного прекращения полномочий представителей Волгоградской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты случаи допущения в своей деятельности или во внеслужебных отношениях действий, которые могли бы умалить авторитет государственной власти или вызвать сомнения в своей объективности, справедливости и беспристрастности.

Представителей в квалификационной комиссии адвокатской палаты назначают сроком на 2 года, при этом один и тот же представитель не может являться представителем более двух сроков подряд. Однако, в соответствии со сложившейся практикой комитет по организации государственной власти и местному самоуправлению предлагал для рассмотрения Волгоградской областной Думы проект закона, исключающий ограничения по количеству сроков подряд. Данный проект закона рассматривался на заседании Волгоградской областной Думы, но был отклонен. В соответствии с законодательством субъектов РФ, данная норма предусматривается только в двух - Ульяновской области и в республике Кабардино-Балкария.

Статья 3 предполагает основания для досрочного прекращения полномочий представителей Волгоградской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты:

· В случае совершения представителем порочащего поступка;

· Систематического неисполнения обязанностей члена квалификационной комиссии адвокатской палаты Волгоградской области.

В рамках контрольной деятельности была изучена практика применения рассматриваемого закона за период с 2008 года по 2012 год. За исследуемый период единожды полномочия представителя Волгоградской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты были прекращены досрочно в связи с систематическим неисполнением им обязанностей. Так, было принято постановление Волгоградской областной Думы от 24 сентября 2009 года №10/303 "О досрочном прекращении полномочий А.А. Мохова в качестве представителя Волгоградской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты Волгоградской области" на основании письма председателя квалификационной комиссии адвокатской палаты А.В. Копылова.

Законом Волгоградской области также предусматривается порядок отбора представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты. Так, субъектами выдвижения кандидатур являются депутаты Волгоградской областной Думы и глава администрации Волгоградской области, их предложения по кандидатурам направляются Председателем Волгоградской областной Думы в комитет по организации государственной власти и местному самоуправлению для рассмотрения и согласования.

На наш взгляд, с учетом практики субъектов РФ, предполагается целесообразным расширить перечень субъектов выдвижения кандидатур и внести соответствующие изменения в статью 4 Закона Волгоградской области от 18 декабря 2002 года № 768-ОД "О порядке избрания представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области".

В законе определен перечень документов, предоставляемых на кандидатов, который содержит:

· заверенную копию трудовой книжки кандидата;

· характеристику, подробно отражающую деловые и личные качества кандидата;

· копию документа, удостоверяющего личность кандидата;

· копию документа о высшем юридическом образовании кандидата;

· автобиографию кандидата;

· справку об отсутствии судимости кандидата;

· справку об отсутствии регистрации кандидата в реестре адвокатов Волгоградской области;

· письменное согласие кандидата на обработку его персональных данных, составленное в произвольной форме.

Профильный комитет всесторонне изучает документы, готовит материалы для рассмотрения Волгоградской областной Думы. В случае, если документов недостаточно комитет, вправе запрашивать дополнительные материалы, характеризующие кандидатов. По итогам рассмотрения комитет по организации государственной власти и местному самоуправлению принимает одно из двух решений – рекомендовать Волгоградской областной Думе избрать кандидата представителем в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области или отказать в избрании представителем Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области.

Статья 7 рассматриваемого закона устанавливает порядок рассмотрения кандидатур на заседании Волгоградской областной Думы. Данный вопрос на заседании рассматривается в первоочередном порядке, голосование по каждому кандидату осуществляется в индивидуальном порядке, в случае если кандидатов более двух, проводится процедура рейтингового голосования. Так, по имеющейся информации при назначении представителей в 2008 году было выдвинуто 4 кандидата, применялась рейтинговая процедура голосования.

Всего за исследуемый период трижды - в 2008, 2010 и в 2012 годах назначались представители Волгоградской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты. Соответственно было назначено 6 человек. Все из них были выдвинуты депутатами Волгоградской областной Думы были назначены. Главой администрации кандидатуры выдвигались дважды, однако были отозваны автором.

В соответствии с информацией, полученной от Президента адвокатской палаты Волгоградской области, в настоящее время представителями Волгоградской областной Думы в квалификационной комиссии являются Ландина Александра Александровна и Федосеев Евгений Юрьевич. За период с мая 2012 года по март 2013 года с участием указанных представителей было проведено 18 заседаний квалификационной комиссии адвокатской палаты Волгоградской области. На 9 заседаниях было рассмотрено 108 дисциплинарных производств, и на 9 заседаниях осуществлялся прием экзаменов для присвоения статуса адвоката у 105 претендентов. Действующие представители характеризуются с положительной стороны, как грамотные, исполнительные и дисциплинированные, пользующиеся среди других членов квалификационной комиссии заслуженным авторитетом.

При осуществлении практики применения указанного закона в адрес прокурора Волгоградской области был направлен запрос о практике прокурорского надзора за исполнением рассматриваемого закона в 2008 - 2012 годах. В соответствии с полученной информацией, нарушения органами прокуратуры не выявлялись, меры реагирования не применялись.

В рамках проводимого анализа рассматриваемого закона были выявлены нарушения юридико-технического характера, а также было обращено внимание на наличие в тексте закона слов "глава администрации Волгоградской области", что необходимо привести в соответствие с действующим законодательством. В тоже время в одном случае в тексте статьи 4 используется понятие "представители от Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области", в других случаях используются слова "представители Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области". Также предполагается целесообразным в тексте статьи 4 заменить слова "для рассмотрения и согласования" словами "для предварительного рассмотрения".

Полагается целесообразным внести изменения в закон в части установления дополнительных требований к возрасту, стажу работы по юридической специальности для кандидатов в представители Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области, предусмотреть ежегодную отчетность представителей перед Волгоградской областной Думой, а также рассмотреть возможность о расширении перечня субъектов выдвижения кандидатур.

Предложения по результатам проведенного анализа практики применения Закона Волгоградской области от 18 декабря 2002 года № 768-ОД "О порядке избрания представителей Волгоградской областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области"

1. Рассмотреть настоящую аналитическую записку на заседании постоянной комиссии по правопорядку и рассмотрению кандидатур на должность мирового судьи с последующим рассмотрением на заседании комитета Волгоградской областной Думы по организации государственной власти и местному самоуправлению.

2. Рекомендовать комитету Волгоградской областной Думы по организации государственной власти и местному самоуправлению:

2.1. Рассмотреть вопрос о внесении в Закон Волгоградской области от 18 декабря 2002 г. № 768-ОД "О порядке избрания представителей областной Думы в квалификационную комиссию адвокатской палаты Волгоградской области" в части:

установления дополнительных требований к возрасту, стажу работы по юридической специальности для кандидатов в представители Волгоградской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты Волгоградской области;

расширения перечня субъектов выдвижения кандидатур;

предусмотреть ежегодную отчетность представителей перед Волгоградской областной Думой;

2.2. Устранить замечания юридико-технического характера.

2.3. Внести изменения в статью 3 в части введения дополнительного основания для досрочного прекращения полномочий представителя Волгоградской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты Волгоградской области.

2.4. Привести в соответствие с Уставом Волгоградской области статью 4 в части замены слов "глава администрации Волгоградской области" на "Губернатор Волгоградской области".

 

Консультант информационно-аналитического отдела М. С. Киселева

Начальник информационно-аналитического отдела О. В. Степанников

Заместитель председателя комитета по организации государственной власти и местному самоуправлению А. А. Бирюков

 

Официальный баннер Волгоградской областной Думы

Система Orphus
© 2010-2011 Волгоградская областная Дума. Все права защищены. Все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Веб-мастер: webmaster@volgoduma.ru