Обзор отдельных нормативных правовых актов, принятых на заседании Волгоградской областной Думы 21 ноября 2019 г. Печать

Обзор отдельных нормативных правовых актов,

принятых на заседании Волгоградской областной Думы

21 ноября 2019 г.

 

Законодательство в сфере организации деятельности и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления

 

- Закон Волгоградской области «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1779-ОД «О защите населения и территории Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Изменения в закон вызваны необходимостью приведения в соответствие с нормами федерального законодательства. В частности, к полномочиям областной администрации дополнительно отнесена разработка и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Волгоградской области. Исключено полномочие по установлению межмуниципального уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию. Также установлено, что органы государственной власти Волгоградской области вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. При этом финансовое обеспечение понесенных Волгоградской областью расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

- Закон Волгоградской области «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 01 апреля 2014 г. № 51-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан в части строительства и реконструкции объектов первичной медико-санитарной помощи» и Закон Волгоградской области от 10 июня 2016 г. № 50-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации в границах муниципальных образований Волгоградской области газоснабжения в части строительства и реконструкции объектов газоснабжения».

До 31 декабря 2020 года органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями Волгоградской области в части строительства и реконструкции объектов первичной медико-санитарной помощи. Полномочия муниципалитетов по возведению в своих границах объектов газоснабжения продлены до конца 2021 года.

 

Законодательство в сфере бюджетной и налоговой политики

 

- Закон Волгоградской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Закон принят во втором окончательном чтении. Основные параметры областного бюджета на 2020 год: доходы – 108,9 млрд рублей (в том числе налоговые и неналоговые поступления - 77,3 млрд рублей, безвозмездные – 31,6 млрд рублей), что составляет 108,3% к плановым назначениям 2019 года; расходы – 108,7 млрд рублей (108,8% к плановым назначениям 2019 года). Профицит - 200 млн рублей. В 2021 году доходы планируются в сумме 116,5 млрд рублей, расходы – 116, 3 млрд рублей; в 2022 году соответственно 119, 2 млрд рублей и 118,7 млрд рублей. Бюджет профицитный: в 2021 году доходы превысят расходы на 200 млн рублей, в 2022 году – на 500 млн рублей.

 

- Закон Волгоградской области «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 07 декабря 2018 г. № 134-ОД «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Корректировка областного бюджета связана с увеличением объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Дополнительные ассигнования в размере 80 млн рублей в рамках подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в топливно-энергетическом комплексе, сельском хозяйстве и на транспорте Волгоградской области» будут направлены на компенсацию затрат юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов заправки транспортных средств природным газом.

 

- Закон Волгоградской области «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Волгоградской области, регулирующие вопросы межбюджетных отношений».

Коррективы внесены в целях приведения областного законодательства в соответствие с изменениями Бюджетного кодекса РФ. В частности, исключено понятие фондов финансовой поддержки как совокупности дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, при этом сами дотации и механизм их предоставления сохранены. В связи с наличием специального законодательства Волгоградской области в части предоставления дотаций на поддержку мер сбалансированности местных бюджетов и иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований исключены статьи, осуществляющие дублирующее регулирование предоставления этих трансфертов. Исключена возможность выравнивания бюджетов городских округов Волгоградской области за счет двух источников, при этом введена норма, устанавливающая, что объем финансовой помощи предоставляемый городским округам в 2020 году не может ниже уровня 2019 года.

Сокращен объем «отрицательного трансферта» в 2020 году и на плановый период 2021 и 2022 годов, это позволит снизить расходы муниципального образования - плательщика «отрицательного» трансферта в бюджет Волгоградской области и даст возможность оптимизировать межбюджетные потоки между городским округом и областью. Методика расчета индекса налогового потенциала муниципального района (городского округа) дополнена методикой определения кадастровой стоимости имущества.

 

- Закон Волгоградской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2003 №888-ОД «О налоге на имущество организаций».

Установлена пониженная ставка 1,1 % по налогу на имущество для организаций - участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», за исключением организаций, выбравших меру поддержки, предусмотренную областным законом «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области» или Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Условием применения пониженных налоговых ставок является наличие действующего соглашения о взаимодействии с комитетом экономической политики и развития региона. Пониженная ставка применяется в течение первого налогового периода, в котором организацией заключено Соглашение о взаимодействии. В течение последующих трех налоговых периодов для этой организации устанавливается нулевая ставка, но только в отношении имущества созданного или приобретенного после даты заключения Соглашения.

 

- Закон Волгоградской области «О внесении изменения Закон Волгоградской области от 28.11.2003 №888-ОД «О налоге на имущество организаций».

Изменения направлены на приведение норм регионального законодательства в соответствие федеральному. Помимо изменений терминологического и уточняющего характера, законом, в частности, предусмотрено определение налоговой базы по кадастровой стоимости в отношении жилых домов, квартир и комнат.

 

- Закон Волгоградской области «О патентной системе налогообложения и признании утратившими силу отдельных законодательных актов».

В целях установления потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности законом введена дифференциация территории Волгоградской области по муниципальным образованиям и группам муниципальных образований в зависимости от численности проживающего населения. Также предусмотрены ограничения для применения патентной системы налогообложения в рамках одного патента по площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, количеству автотранспортных средств, судов водного транспорта, количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети, объектов организации общественного питания и т.д.

 

Законодательство в социальной сфере

 

- Закон Волгоградской области «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 ноября 2007 г. № 1558-ОД «Об органах опеки и попечительства» и Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 г. № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».

Изменениями скорректированы полномочия органов опеки и попечительства. В частности, к ним отнесено уведомление законных представителей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, об их праве на обеспечение по месту жительства благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма и разъяснение порядка осуществления такого права. Кроме того за органами опеки и попечительства законодательно закреплено полномочие по приему заявлений и документов, необходимых для включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и направление их в орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.

Также введена норма, о том, что право на обеспечение жилыми помещениями, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жильем.

 

- Закон Волгоградской области «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Поправками ко второму чтению закона установлено финансовое обеспечение Программы на 2020 год в размере 37,5 миллиарда рублей. В перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов добавлено 23 наименования. В рамках обязательного медицинского страхования предусмотрено проведение диагностических исследований в амбулаторных условиях при выявлении сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, в том числе аппаратами УЗИ, КТ и МРТ. Сокращены нормативные сроки исследований при онкологических заболеваниях, расширены возможности бесплатного оказания высокотехнологичной медпомощи, также значительно увеличены нормативы финансирования паллиативной помощи.

 

- Постановление Волгоградской областной Думы «О поддержке проекта федерального закона № 793507-7 «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Поддержан проект федерального закона, направленный на повышение уровня качества оказываемой бесплатной юридической помощи, а также ее доступности для социально незащищенных категорий граждан. В соответствии с проектом закона предлагается установить обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в тридцатидневный срок (с возможностью его продления) направлять письменный ответ на соответствующий запрос государственного юридического бюро (по аналогии с адвокатским запросом).

 

- Постановление Волгоградской областной Думы «О поддержке проекта федерального закона № 812687-7 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Получил поддержку проект федерального закона, подготовленный в целях устранения правовой неопределенности, возникающей при получении информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство в рамках оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации.

 

Законодательство в сфере жилищной политики и строительства

 

- Закон Волгоградской области «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 7 июня 2018 г. № 72-ОД «О градостроительной деятельности на территории Волгоградской области».

Корректировка обусловлена изменениями федерального законодательства, в том числе, регулирующего вопросы подготовки документации по планировке территории. Согласно внесенным изменениям с 30 до 20 рабочих дней сокращен срок принятия решения об утверждении указанной документации.

Упрощен порядок подготовки документации по планировке территории при строительстве линейных объектов. В случае, когда возведение или реконструкция одного линейного объекта (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги и др.) затрагивает другое уже существующее линейное сооружение, модернизацию последнего станет возможным осуществить на основании проекта планировки, разработанного для вновь создаваемого линейного объекта. Подготовка отдельного самостоятельного проекта планировки не потребуется.

Также Волгоградская областная Дума и органы исполнительной власти Волгоградской области наделены дополнительными полномочиями. Это касается вопросов утверждения порядка внесения поправок в документацию по планировке территории (ее отмены, признания не подлежащей применению); установления случаев, требующих приведения состава и содержания проектов планировки территории в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ.